Раинская Р.С.

Суть различия

метафизического, мистического и религиозного опыта

согласно учению Вед.

В данной работе мы попытаемся выразить наш взгляд на вопрос о различии видов трансцендентного (нуминозного) опыта среди которых мы выделяем три основных, а именно: метафизический, мистический и религиозный.

   Для начала попытаемся пролить свет на предмет трансцендентного опыта.

Абсолют

   Согласно этимологическому значению понятия «трансцендентный» этот опыт должен иметь своим предметом сверхчувственную реальность.

   Хотя понятие «сверхчувственная реальность», как на наш взгляд, устаревшее. И эпоха неклассической философии это хорошо показала, особенно ясно это продемонстрировал немецкий философ М.Хайдеггер. Ведь Реальность (Бытие) как таковая, всегда остается за пределами, как наших чувств, так и нашего разума. Реальность доступна лишь глубинному экзистенциальному переживанию, или как говорят на Востоке - Высшему Разуму (Буддхи), который есть по сути дела созерцательная интуиция, или как сказал бы Платон «преобразованному» (пайдея) Разуму [см. 7]. Сверхчувственной реальности не может быть, ибо обусловленный разум также несовершенен, как и чувства, но может быть просто Реальность, как то, что есть, тогда как действительность нам видится или кажется, и изменчивая форма которой единственно и познается.

     Для ясности дальнейшего хода наших рассуждения, мы могли бы эту Реальность обозначить такими понятиями, к примеру, как «Бытие», или «Истина», или «Бог», при этом подразумевая все тот же смысл, ибо все эти высокие слова здесь лишь несовершенные указатели на некую фундаментальную первопричину. Предлагаю, обозначит предмет трансцендентного опыта, эту Реальность, наиболее общим понятием, а именно «Абсолют», учитывая, что каждый раз, когда мы говорим «Абсолют», мы имеем ввиду, весь спектр абстрактных обозначений одной и той же единой первопричины, как высшей ценности. Одним словом предмет трансцендентного опыта – Абсолют.

   Предельно-абстрактное понятие «Абсолют», которое является предметом трансцендентного опыта, проявляет себя как бы из под различных углов зрения, которые по сути дела и определяет различие метафизического, мистического и религиозного опыта.

Аспекты Абсолюта

   В ведическом писании Шримад Бхагаватам говориться: «Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту несвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном»[3, Песнь 1, гл. 2:11]. Брахман, Пармаматма и Бхагаван дословно можно перевести как «Бог-Бытие», «Бог- Истинное Я» и «Бог как Личность», это именно то, о чем мы сказали выше, рассуждая о Реальности.

   Этим трем различным формам проявления Абсолютной Истины - Брахман, Параматма и Бхагаван соответствуют три такие философские категории как: Сат, Чит, Ананда (которые образуют одно целое - «сатчитананда», отражающее характер природы Абсолюта, согласно древним ведическим писаниям). Эти три онтологические аспекты Абсолютной Истины непосредственно указывают на соответствующую область трансцендентного опыта. В энциклопедии индуизма мы находим: «Сат-Чит-Ананда (Сатчитананда) – три характеристики, присущие реальности: бытие (сат), сознание (чит) и блаженство (Ананда)» [5, c. 624].   Брахману соответствует гносеологический статус Сат (Бытие), Параматме – Чит (Чистое Сознание), и Бхагавану – Ананда (Блаженство). «Брахман – действительный (сат), знающий (чит), бесконечный (ананда), скрытый в тайнике [сердца], в наивысшем пространстве…» [6, с. 83-84] – говориться в Тайттирии упанишаде.

Понятие «сатчитананда» достаточно сложное и малоизученное среди специалистов ведической философии. Тем не менее известное этимологическое значение этих трех составных понятий уже дает нам возможность сделать определенные предположения относительно различия трансцендентных опытов постижения Абсолюта.

Виды трансцендентного опыта

   Говоря о различии трансцендентного опыта мы обращаемся к трем аспектам Абсолютной Истины (Брахману, Парамате и Бхагавану), которые как мы уже сказали выражают себя в трех таких гносеологических категориях как Сат-Чит-Ананда. Человек в зависимости от склада своего ума и характера направляет свое внимание, как правило, к одному из этих трех аспектов, что и определяет метафизический, мистический или религиозный характер его опыта.

Люди философского склада ума (гьяни), стремятся постичь Брахмана, и обретают в своем познании вечное бытие (сат); мистики (йоги), медитирующие на Параматму в своём сердце, достигают совершенного знания (чит), а люди религиозного (сентиментального) склада ума, посвящая себя любовному преданному служению Бхагавану (бхакты), обретают блаженство (ананду).

    В четвертой книги Шримад-Бхагаватам мы находим такую шлоку: «Ученые мужи почитают Тебя бесконечной безмятежностью – Брахманом, йоги – Высшим Существом – Параматмой.  Все трепещут перед разрушителем Рудрой, [1] и лишь Твои слуги взирают на него без страха, ибо он им друг и, уничтожая мир, исполняет Твою волю» [9, гл. 24, шл. 68]. Здесь говориться, что в зависимости от устройства мышления человека, он обращается в своих поисках Абсолюта, то ли к Вечному Бытию, то ли к Внутренней Сущности или же к некой Высшей Личности (Рудре, Кришне, Иисусу Христу, Мухаммеду, Духовному Учителю и т.д.). Однако лишь тот, кто осознает, что за всеми этими формами и аспектами, есть Единая Реальность, или Абсолютная Истина, и те, которые преданны именно этой идее, ничего не страшатся.

   Касательно различия опытов, то в комментариях к первой книге «Шримад Бхагаватам» выдающегося миссионера ведической науки на Западе А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, мы находим еще одно указание: «Одну и ту же субстанцию изучающие Упанишады осознают как безличный Брахман, хиранйагарбхи, или йоги, - как локализованную Параматму, а преданные – как Бхагавана» [3, с. 89]. Прабхупада здесь также горит, что философы – это те, кто стремятся в своем познании к Бытию, йоги (мистики), стремятся к Внутренней Сущности, а религиозные люди к Верховной Личности. Отсюда и следует ясное понимание, в чем суть различие метафизического, мистического и религиозного опыта – в аспекте Абсолюта, как предмета исследования.

       Метафизический опыт самый критический и более рациональный из всех. Гьяна-йога (метафизика) согласно ведическим знанием, есть путь постижения Абсолюта, методом детального изучения Священных писаний, комментариев составленных к ним, истории философии. Однако согласно принципам Веданты[2], изучение писаний не заканчивается слушанием или чтением (шраванам) и размышлениям (мананам), здесь еще имеет место быть третий этап – глубинное переживание, вчувствование в изученное (нидидхьясана), что по сути дела и отличает метафизиков Запада от Востока. В «Веданта-сутре» сказано: «Повторение [слушания, размышления и медитации на Брахман необходимо] вследствие повторяющихся наставлений священных писаний» [1, 4:1.1]. Тем не менее, впадать в собственные экзальтированные переживания, здесь неуместно, как например, допустимо в мистическом, или совершенно естественно в религиозном опыте, о чем мы еще скажем ниже. Относительно специфической строгости метафизического опыта, но фоне остальных, трансцендентных опытов, интересно заметил современный писатель Г.Гессе в своей работе «Игра в бисер»: «Будешь ли ты учителем, ученым или музыкантом, благоговей перед «смыслом», но не думай, что его можно преподать. Из-за своих потуг преподать «смысл» философии истории загубили половину мировой истории, положили начало фельетонной эпохе и повинны в потоках пролитой крови. И если бы я должен был знакомить учеников, например, с Гомером, или с греческими трагиками, я не пытался бы внушить им, что поэзия – это проявление божественного начала, а постарался бы открыть им доступы к поэзии через точное знание ее языковых и ритмических средств. Дело учителя и ученого – изучать такие средства, беречь традиции, соблюдать чистоту методов, а не вызывать и не форсировать те неописуемые ощущения, которые достаются в удел избранным, кстати сказать, страдальцам и жертвам» [4, с. 300].

   Метафизический опыт (гьяна-ййога) – это опыт переживания Абсолюта как Бытия (Брахмана), на основе научных источников, и как результат, понимание смысла Вечности (Сат).

   Мистический опыт (раджа-йога) – это опыт переживания Абсолюта как опыт постижения Истинного Я, высшего внутреннего Духа (Параматман), путем практики медитации и само-исследования, и как результат – открытие Чистого Сознания (Чит). Мистический опыт, как правило, глубоко личностный и вследствие этого сложно выразимый. Зачастую мистики прибегают к помощи искусства символов, музыке, поэзии и всевозможным другим средствам более глубокой коммуникации.

 Религиозный опыт (бхакти-йога) – это опыт переживания Абсолюта как Личности, Бога (Бхагаван), путем высшей преданности и безусловной любви, бескорыстного служения, и результатом этого действия становиться неописуемое чувство блаженства (Ананда). Этот опыт, как на наш взгляд, самый выразительный и эксцентричный из всех, и видимо по этой причине он зачастую не воспринимается метафизиками или мистиками, так как выглядит слишком легкомысленным и поверхностным, тем не менее, как мы могли увидеть, он также имеет полное право претендовать на истинное переживание природы Абсолюта в одном или нескольких его проявлений.

   Какой опыт наиболее совершенный?

   В зависимости от типа психологического устройства, жизненного опыта человек, который находиться в поиске Истины, направляет свой взгляд к одному из доступных ему проявлений Абсолюта – то ли к метафизическому Бытию, то ли к мистическому Я, то ли к Божественной Личности. И таким образом, приоткрывается (путем определенного усердия, или по милости свыше) один из Ее аспектов – сат, или чит, или ананда. Человек в поисках истины действует подобно слепому, который познавая слона, ухватился лишь за одну его часть тела, например хвост, и делает выводы о природе всего животного. Так и метафизический, мистический и религиозный опыт являют собой лишь одну из сторон восприятия Высшей Реальности. Ни одни из этих опытов не является совершенным, но лишь во взаимосвязи всех трех можно познать «сат-чит-анаду». Согласно учению некоторых мудрецов и комментаторов Вед, Абсолют может приоткрыться и в нескольких аспектах сразу, все зависит от широты взгляда (открытости сердца) ищущего. «От богов вниз, к этому материальному миру, все пронизано единым духом. Есть лишь единое САТ ЧИТ АНАНДА (существование, сознание, блаженство), всепроникающее и не имеющее себе равных» (8, 1:52) - сказано в древнем писании «Шива-самхите».

     Тем не менее, не все ведантисты соглашаются с таким либеральным подходом. Например, представители вайшнавизма, считают, что опыт любви и преданности (Бхакти-йога) является самым высоким, т.к. он включает в себя автоматически все другие опыты. А.Ч. Бхактиведанта Прабхупада в своем введении к «Бхагавдгита как она есть», называет «бхакти-йогу» - т.е. религиозный путь почитания божественной Личности, самым важным и пишет следующее: «Осознание безличного Брахмана является осознанием Его аспекта сат (вечности), осознание Параматмы – осознанием сат-чит (вечности и знания), а осознание Личности Бога, Кришны – это осознание совокупности всех трех трансцендентных аспектов: сат, чит и ананды (вечности, знания и блаженства). [2, с.30].Одним словом, основатель Муждународного Общества Сознания Кришны – Прабхупада, учит, что единственный путь, который ведет к постижению Абсолюта во всей Его полноте - это путь преданного служения Абсолютной Истине как Личности Бога и соответственно, религиозный опыт является всеобъемлющим.

   Что касается автора данной работы, то она остается на нейтральных позициях, полагая равноценность каждого из опыта. Главное, чтобы этот опыт был глубоко личным и неподдельным, тогда он преодолеет границы обусловленностей, и потеряется всякое различие между метафизикой, мистикой и религией, и всеми другими понятийными обозначениями.

Заключение

     Таким образом, мы попытались изложить наше рассуждение относительно различия метафизического, мистического и религиозного опыта основываясь на ведических писаниях, среди которых главным образом мы опирались на древнее учение Веданты, Шримад Бхагаватам, Бхагавадгиты.

   Согласно этим писаниям Абсолютная Истина одна, но существует три главные формы ее проявления в этом мире, а именно: Бытие, Внутреннее Я, Божественная Личность. В зависимости от психического устройства познающего, познаваемое открывает себя в том или ином аспекте. Обращение к одному из Ее аспектов определяет метод и соответственно характер нашего опыта: философы обращаются к Бытию методом «гьяна-йоги» и приоткрывают природу Вечности (Сат) как черту Абсолюта; мистики к Внутреннему Я методом «раджа-йоги» и постигают Высшее Знание (Чит), а религиозные люди к Верховной Личности методом «бхакти-йога» и постигаю блаженство (Ананду). Суть различия этих трех опытов можно понять исходя из различия объекта их внимания. Однако именно объединение этих трех опытов в одно целое, может привести к всеобъемлющему пониманию природы первопричины, которая в Ведах выражена загадочным понятием «сатчитананда».

Цитируемая литература:

1. Брахма-сутры Афоризмы о Брахмане (Боге) также известные как Веданта-сутры Афоризмы о Веданте (венец Вед) - Перевод Брахма-сутр с английского и санскрита: Ишвара (В.В.Вернигора), май 2005 г. /http://scriptures.ru/sutras/brahmasutras.htm

2. Бхактиведанта Свами Прабхупада, А.Ч. Бхагавад-гита как она есть/ А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада; пер. с англ. – изд. 3-е. -М.: TheBhakti-vedantaBVookTrust, 2007.

3. Бхактиведанта Свами Прабхупада, А.Ч. Шримад Бхагаватам. Первая песнь «Творение» (гл.1-9). – М.: Бакиведанта Бук Траст, 2008.

4. Гессе Г. Игра в бисер // Степной волк. Игра в бисер: романы; рассказы и очерки –М.: АСТ, 2009

5. Неополитанский С.М., Матвеев С.А. Энциклопедия Индуизма СПб.: Институт метафизики, 2010. – 792с., илл.

6. Упанишады. Перевод, предисловие и комментарии А.Я. Сыркина –М.: Наука. Главная редакция восточной литературы. Научно-издательский центр «Ладомир», 1992. Т.2.

7.Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Время и бытие. – М.: Логос, 1993. - С. 345-361.

8. Шива-самхита - http//esolibraryplus.narod.ru/shiva_samh.html

9. Шримад Бхагаватам. Книга 4. Книга царств - http://bharati.ru/publications/aIOyEyAK


[1]Рудра – 1. «Ревун», «Румяный», ведический предшественник Шивы, недоброжелательный Бог, ассоциируемый с дикостью и гневом; 2. имя Шивы (Rudra) [2, с. 591].

[2]Веданта – одна из шести ортодоксальных ведических школ, занимающееся непосредственно метафизикой.