Техника выполнения асан

      В технику выполнения асан вовлечено несколько особенностей.

   В «Йога-сутрах» сказано так: 2:47. Prayatnashaithilyanantasamapattibhyam – Путем ослабления напряжения и размышлением над бесконечным овладевается асана [13]. Асана – это статическое положение тела и достигается оно путем расслабления и размышления о бесконечном, однако прежде чем тело позволит нам расслабиться в асане, мы должны хорошо поработать над собой и своим телом.

     Есть несколько правил освоения любой асаны, которые я использую в своей практике. Некоторые из них я позаимствовала у других учителей, а знание некоторых других открылись мне на личном опыте.

   Первое что должно быть вам известно – это «бандхи». Именно практика «бандх» позволяет нам быть и в тонусе, некой внутренней собранности, и в тоже время в состоянии расслабления. Что такое «бандхи»?

   «Бандха» означает внутренний замок. В учении йоги выделяют три вида бандх: «мула-бандха» - корневой замок (замок промежности), «удияна-бандха» - брюшной замок (подтянутый пупок), «джаландхара-бандха» - горловой замок. Во время практики внутренних замков, мы как бы собираем все свое тело вокруг позвоночника в единую целостную структуру, это значительно повышает уровень овладения асанами и энергетический баланс в целом.

   Вторым делом мы должны понимать значение дыхания. Что есть дыхание? Процесс вдоха и выдоха – настолько естественное для нас занятия, что мы перестали замечать его сакральность. Дыхание это не просто питание тела кислородом, это общение с Универсумом. Все в этом мире дышит: животные, растения, земля, моря, звезды, пространства и человек. Все подвержено циклу вбирания и отпускания, действию во-внутрь и во-вне, это основа отношения. Дыхание – это взаимодействие, это связь или Йога. В древних текстах упанишадах, дыхание рассматривается как таинство: дыхание источник «праны», важнейшего элемента энерго-структуры человека. Поэтому в Йоге большое внимание уделяют науке дыхания – пранаяме. Есть множество дыхательных техник - очищающих, охлаждающих организм или нагревающих, утоляющих жажду или приносящих эффект бодрости и силы.

   Как правило, во время практики асан применяется полное йоговское дыхание, т.е. в процессе дыхания участвует весь объем легких. Вдох начинается с живота, затем расширяются бока грудной клетки, затем вздымается грудь до предела, выдох в обратном порядке – грудь, бока, живот. Выдох делается длиннее чем вдох, с подтягиванием брюшных мышц, это благоприятствует выведению углекислого газа из организма. Дыхание должно быть медленным и длинным. Также во время практики целесообразно использовать дыхание «уджай», что буквально означает «дыхание победителя», так как этот тип дыхания хорошо разогревает тело, уплотняет энерго-систему и благоприятствует усиленной концентрации внимания. «Уджай» выполняется за счет сжатия горловой щели и произведения шипящего звука в горле на вдохе и выдохе. Потоки воздуха практически становятся незаметными на уровне ноздрей. Иногда во время практики используются задержки дыхания после вдоха или после выдоха, однако эти практики уже относятся к работе с тонкими телами и их используют на продвинутом уровне освоения асан.

   Что касается концентрации внимания: это наиболее изощренный момент практики хатха-йоги. Именно этот момент я наиболее ценю в практике и как по мне, именно концентрация отличает хатха-йогу от обычной физкультуры. Концентрация (дхарана) – это начальный этап освоения практики медитации (дхьяна). А медитация, как нам должно быть известно, это суть метода Йоги, именно она является ключом к самопознанию. Асаны мы практикуем для того, чтобы прийти к медитации. В хатха-йоге «асана» – есть основа медитации, через замысловатые положения тела человек тренирует свое искусство внутреннего сосредоточения. Поэтому без концентрации нет и асаны, а есть лишь физическое упражнение. Во время практики асан предмет нашей концентрации может быть разным, например: дыхание, ощущения в теле, положение позвоночника, межбровье или один из энерго-центров (чакр), больной орган или место блока в теле. На высоком уровне освоения асаны предметом концентрации может стать некая абстрактная идея типа Абсолютной Истины или вселенский звук Ом.

   Таким образом, техника выполнения асан такова: бандхи, полное йоговское дыхание, концентрация внимания на определенном объекте.

   Есть еще два важных момента эффективной практики, на которые указывает мудрец Патанджали в «Йога-сутрах»: «1:12 abhyasavairagybhyam tannirodhah» - остановлених их (волнений ума) возможно благодаря постоянству в практике (абхьяса) и беспристрастию (вайрагья) [13].» «Абхьяса» и «Вайрагья» – два столпа на которых держится практика йоги. Имеется ввиду, что практика йоги, даже если это просто хатха-йога, она должна быть систематичной и беспристрастной.

     Систематичность – значит действовать в определенном ритме. Йогой необходимо заниматься каждый день, желательно в одно и тоже время, по той причине, что нагрузка направлена не просто на мышцы и связки, но нервную и гормональную систему. Наиболее подходящее время суток для хатха-йоги – так называемое «время оранжевого солнца», имеется ввиду время рассвета или заката. Считается, что в это время повышается уровень энергии в теле человека. Для практики медитации наиболее подходящее время это за 1,5 часа до рассвета, так называемое время «Брахма-мукурта». Считается, что в это время активна чистая и возвышенная энергия (саттва-гуна), поэтому практикующему легко быть в возвышенном состоянии духа. Беспристрастие означает отсутствие привязанности к чему-либо, в том числе и результату практики. Любой корыстный, эгоистический мотив в практике йоги, становится препятствием, ведет к травмам и потери вдохновения.

   Подведем итог: асана достигается через расслабление и возвышенное размышление. На опыте проверенно – без размышления, не возможна йога. Расслабление выполняется за счет трех главных акцентов: 1) бандхи, 2) правильное дыхание, 3) концентрация внимания. Два столба на которых держится прогресс в практике: систематичность и беспристрастие.

     И еще: главный секрет успешной практики – мотив. Если вы хотите практиковать усердно, систематично и достичь результата (к которому вы не привязаны) – вам поможет правильно поставленная цель. Мотив практики определяет ее характер и эффект. Цель должна быть искренне вашей и предельно для вас возвышенной.