Страдать или быть счастливым?

    В этой статье хочу поговорить о выборе внутренней установки, которая нами руководит изнутри – страдать или быть счастливым?

    Подсознание и таящиеся в нем накопления (самскары, ватсаны) непосредственно влияют на нашу жизнь, наши желания, стремления. Иногда мы неосознанно выбираем то, что приводит нас к страданию. Например, работаем на нелюбимой работе, живем с тем, кого не любим, учимся там, где не хотим, мечтаем о том, чего боимся, смотрим фильмы о том, чего хотели бы избежать и т.д. Так происходит потому, что руководствуемся неосознанными импульсами и программами, заложенными глубоко в корне нашей системы.

   Но суть йоги заключается в том, чтобы пролить свет в подсознание, и неведомое сделать ясным. Благодаря практике йоги и медитации все подсознательное должно стать сознательным. В этом случае – страдание перестает быть актуальным. При этом известно, что мы можем себя перепрограммировать на иные установки, более благоприятные для полноценной жизни.

   Далее я хочу сказать о тех установках мышления, которые помогают мне поддерживать себя в хорошей психической форме. После мы поговорим о том, что может определять наши негативные установки.

I. Cемена «освобождения» или условия позволяющие мне быть счастливой

     1. Делай только то, что делает тебя счастливым. Если же делать надо, но не хочется – поменяй свое отношение к делу. Не можешь изменить отношение – не занимайся этим делом.        

     Этому правилу меня научила моя мать. Хоть она и не была образцом для поведения, но у нее был дух свободы. Она мне всегда говорила: «Делай то, что хочешь, только не мешай другим!» Эта фраза заставила меня задуматься – а чего же я на самом деле хочу? Какова цель моей жизни?

 У каждого человека рано или поздно возникают подобные вопросы. Если вы помните себя в тот период, то наверное согласитесь, что в этот момент не чувствуешь особой радости, а скорее полную обреченность. Вдруг понимаешь, что смысла в жизни нет и тебе его надо придумать. И таким образом во мне проснулось чувство ответственности за свою жизнь.

 И вывод таков – делать надо не просто то, что хочешь, а то, что делает тебя счастливым. А что нас делает счастливыми? То, что ведет нас к заведомой цели. Следовательно, для счастья еще необходимо определиться с целью жизни.

   Что значит делать то, что делает тебя счастливым? Что значит работать над своим отношением к делу?

   Например: пробуждение ранним утром или ежедневная практика йоги. Можно каждый день насиловать себя, ходить на занятия по йоге, закрывать глаза на боль и страдать, ради идеи – стать лучше, красивее, аппетитнее. Но, если в этом не будет радости – надолго ли вас хватит? Однако, если поменять свое отношение к своей практике, есть все шансы, что она станет частью вашего ежедневного удовольствия. Коротко говоря: «полюби своего врага и он станет другом».

   Необходимо работать над собой и своим отношением к со-бытию - это значит перестраивать свое сознание. Работать над собой. Это так же значит работать над своей внутренней программой т.е. говорить себе "я здоровая, я умная, я счастливая, я успеваю, я смогу и т.д." Все, что вам надо – вбивайте себе в голову. Рисуйте, продумывайте свои желания. Верьте в свои силы. Большинство техник медитации основаны на позитивном само-программировании.

Живопись Регины Раинской

2. Жить настоящим!

    Мы часто делаем что-то, что нам не нравится, ради будущей награды. Однако, что такое будущее и где оно? Его нет. Упс… Нет ни будущего, ни прошлого, есть только сейчас. Это факт. Поэтому не стоит заниматься молитвой ради того, чтобы обрести «царство небесное» когда-то после смерти. Или заниматься йогой, чтобы обрести просветление через несколько жизней. Занимайтесь молитвой, йогой, медитацией – для того, чтобы царство небесное обрести «сейчас»! Везет тому, кто это понял не слишком поздно.

   Чтобы жить настоящим есть одно простое правило – дышите, слушайте, созерцайте, чувствуйте, осязайте, радуйтесь, ходите пешком и смотрите по сторонам и т.д. Все эти действия связывают нас с потоком настоящего.

3. Находить время для тишины и не-думания.  

Живопись Регины Раинской

Однажды один философ по имени М.Хайдеггер написал интересную статью «Что значит мыслить?» В этой статье, если передать своим словами, он говорил - что то, что мы считаем мышлением, еще далеко не мышление, а просто перебирание фактов. Мы думаем, что мы думаем, но на самом деле только думаем об этом. Мало кто из людей умеет по – настоящему думать, т.е. генерировать и оформлять идеи. По-настоящему думать – это значит прежде всего услышать внутреннюю тишину, а затем познать в тишине - истинную мысль. Это так же можно назвать техникой медитации, которую бессознательно мы применяем в крайних случаях жизни, когда боремся, затем сдаемся, расслабляемся …и находим выход.

   Тишина и одна стоящая мысль – это большое достижение. Это как искренняя молитва, как связь с Универсумом, как просветление, как открытие. Обычно такое мышление наполняет энергией, вдохновляет творить и жить, следовательно приносит ощущение истинного Счастья.

   Вот и все – 3 условия.

   Можно придумать и больше, как, например, мы обнаружили у Г. Сковороды 10 пунктов. Украинский философ считал, что для счастья необходимо главным образом – помимо самопознания, еще уметь быть благодарным и любимое дело, согласующееся с душевным призванием. Думаю к рекомендациям Г. Сковороды так же стоит прислушаться и освоить на практике.

(Если интересно - смотрите книгу Г.Сковороды «Разговор пяти путников об истинном счастье»)

   Говоря так уверенно о своих личных условиях счастья, я не могу сказать, что действительно всегда счастлива. У меня так же как и у других людей бывают периоды затмения, заблуждения, забвения и т.д. И если я однажды снова впаду в невежество и по какой-то причине начну страдать, прошу вас напомнить мне, что всякая ситуация может быть поводом или для страдания, или для работы над собой. Что выбирать – решаем мы уже сами.

II. Культурные семена страдания в сознании

   Замечали ли вы, что наша культура нам прививает - что страдать это благородно? Быть жертвой – это величественно. Не согласны? Чем тогда обоснуете склонность народа к песням о страданиях, к фильмам о мучениях, к напиткам, вводящим в состояние забвения.  

   Почему люди вводят себя в забвение алкоголем, жирной пищей, бессмысленной болтовней? Потому что ищут возможность возвеличить себя, ложными ценностями, заданными культурой. Я несколько лет прожила в селах Украины. Там я столкнулась с множеством так называемых религиозных людей, которые гордились своими спившимися мужьями и своей жертвенной жизнью. Счастливых же и здоровых людей – они воспринимали, как бездельников и потерявших страх и совесть. Вся эта ситуациях в селах, дала мне понять, что городские люди живут приблизительно так же.

   Большинство как народных так и попсовых песен – о несчастной любви. На что надеется молодая девушка, которая с детства только эти песни и слышит? Чем мы себя наполняем с детства? Наше мировоззрение настолько склонно страдать, что нам даже трудно это отследить. Я думаю, что корни этой культуры частично произрастают из христианских установок.

   В христианстве преобладает культ великомученичества. Полагается, что все святые – они великомученики. Но так ли это? Мучаются ли святые от своих действий или же они их совершают с радостью?

Например: Мать Тереза.

   С поверхностной точки зрения мы можем решить – что она приносила себя в жертву ради Бога, исполняя Его Волю. Поэтому она отреклась от мирских удовольствий и заботилась о бедных и больных всю свою жизнь. Но, если мы почитаем ее биографию, то узнаем, что она никогда не мучилась и была счастлива, т.к. жила своей жизнью. Она призывала всегда улыбаться и радоваться, во что бы то ни стало.

   Или, например, Григорий Сковорода. В школьном курсе говорится о том, каким он был аскетом. Вино не пил, мясо не ел, бродил от дома к дому, худой, голодный, в одной и той же одежде. Ужас! Но если мы почитаем М. Ковалинского – единственного преданного ученика и биографа Г. Сковороды, то узнаем, что украинский философ – был одним из самых счастливых людей на земле, а вот всех остальных, которые жили во тьме и невежестве, считал несчастными.

   Я очень сомневаюсь, что Святые были мучениками. Скорее всего это поверхностное восприятие их жизни несчастными грешниками привязанными к страстям. Я никогда не вдохновлялась идей, что Иисус Христос мучился всю жизнь и принес себя в жертву за нас – грешников. Я уверена, что если он был, то был самым счастливым среди всех. И если он висел на кресте, то в это время он был тоже счастлив, ибо он был свободен от рабства чувств и страхов. Иначе какой он Сын Божий? К тому же, на Востоке есть множество примеров того, как человек может владеть своими чувствами и эмоциями. Зная эти примеры понимаешь, что только профан может допустить телесные страдания у великой личности.

Рисунок Регины Раинской

   Первых путешественников в Индию, еще со времен древних греков и Александра Македонского, удивляло больше всего в Индии – уровень самообладания местных мудрецов. Интересный исследователь Георг Фойерштайн пишет: «Для греков индийские мудрецы олицетворяли наивысшие добродетели философской жизни, к которым они сами стремились. Греки восхищались явной невосприимчивости мудрецов к боли и дискомфорту, а также их безразличием к удовольствию и тем, что греки считали презрением к смерти… Греки были впечатлены и шокированы, когда Каланос (индийский мудрец сопровождавший Македонского – прим.автора) спокойно взошел на погребальный костер, чтобы принести себя в жертву» (стр. 311, Фойерштайн Г. «Психология Йоги» София, 2015). Неужели Иисус Христос меньше обладал собой, чем индийские мудрецы? Одним словом какие люди – такие и интерпретации. На Востоке полагают, что страдание как таковое – удел невежественных людей.

III. Отношение Востока к страданию и счастью

   Известно, что трудности нас закаляют, враги учат, болезни останавливают на ложном пути. И все, что нас не убивает, как говорил Ф.Ницше - делает сильнее. Но, когда мы так относимся к трудностям - согласитесь это уже не страдания. При таком отношении трудности становятся славной «бурей, в которой крепнут руки».

    Что касается страдания в традиции йоги и индуизма в целом. Долгое время бытовало мнение, что философия востока пессимистична. Но это мнение сформировалось на основании поверхностных исследований 19 века. Сейчас, когда переведено множество священных текстов, доказано обратное. Восточная философия была бы пессимистичной, если бы не предлагала выход. Но она говорит о технике и методах, которые помогают человеку преодолеть замкнутый круг самсары (круговорота рождений и смертей).

   Например, средневековая книга «Йога Васиштха» начинается с отчаяния Рамы. Очень долго рассказывается как Рама просветлел и осознал, что этот мир полон иллюзий. Он страдает. И казалось бы, что мы все на пути духовного прозрения должны страдать. Но далее в книге говориться о методе, который помогает преодолеть страдание, о знаниях, которые возвышают человека над страданиями, о йоге, которая освобождает от иллюзий.

   В священном ведическом писании «Бхагавад-гита» Кришна определяет йогу как «отделение от связи со страданием» (6:23). «Йога-сутра» Патанджали утверждает: «Будущее страдание – это то, что должно быть преодолено» (2:16). В джайнизме трактат «Йога-шастра» Хемачандры говорится: «Страдание, существующее из-за неведения «Я», устраняется с помощью Самопознания (атма-джняна). Без Самопознания невозможно отсечь страдание даже посредством строжайшего аскетизма (тапаса) (4:3).

   Вспомним 4 благородные истины Будды:

  1. существует страдание
  2. у страдания есть причина
  3. у страдания есть возможный конец
  4. существует путь ведущий к окончанию страдания (восьмеричный путь Будды)

   Йога, как древняя психо-практика, исследовала глубины человеческого сознания задолго до того, как в Европе появилась наука психология. Даже древние греки Платон и Аристотель, говоря о душе, не смогли проникнуть в нее настолько глубоко, как ведическая и буддийская культура. И в йоге даются конкретные указания на то, что практика должна вести к счастью – бытию (Сат) – знанию (Чит) и вечному блаженству (Ананда).

   В йоге так же говорится о самопознании и просветлении, о работе с подсознанием и внутренними установками. Даются методы и техники работы над собой. Более того, сегодня в век скоростных технологий и информационного бума, глобализации нам становятся доступны множество различных техник самопреобразования, самопознания и т.д. Например, метод Сильвы и другие. Религиозные ценности более не актуальны для современного интернационального человека. Я не пропагандирую йогу как единственную панацею от любой трудности. Мне видится, что спасение не в практиках восточных традиций, а в прозрении, в пробуждении, в самопознании. Пора менять свои установки и настраиваться на гармоничную, цельную, счастливую жизнь.

IV. «Спасительное» учение апостола Павла и мои сомнения относительно Нового Завета

   Приведу еще один пример, который затронет верующих христиан за самое больное - Библию. Заранее прошу прощения, и подчеркиваю, что это лишь мое предположение, которое нуждается в проверке.

   Одно время я задалась целью прочитать и понять Библию. У меня даже появились учителя – настоящие аскеты, чистые и прекрасные люди, которые жили отрешенной жизнью.

Рисунок Регины Раинской

Среди них была красивая девушка, которая обладала даром исцеления.

Рисунок Регины Раинской

Они читали лишь Библию и хорошо были знакомы с этим писанием. Казалось бы общество святых, нереально повезло… Но меня эта затея с Библией, и это общество, угнетало. Общее впечатление складывалось типа: возлюби Бога и ближнего – но возненавидь мир и плоть. И в целом идея страха перед Богом, божьим судом и концом света меня не устраивала. И если Евангелие от Иоанна я еще могла принять, то вот любое учение апостола Павла вводило меня во тьму.

   Я понимала, что проблема не в личности Иисуса Христа, а в писании. С одной стороны – насколько адекватен русский перевод изначальному смыслу аравийского и древнего иврита? Затем - насколько ученики Иисуса Христа адекватно поняли его учение? Насколько мои шаблоны мышления заслоняют адекватное понимание написанного – несколько раз переведенного и до этого пересказанного? И в конце - концов насколько чисты были послания 13 Апостола Павла?

Рисунок Регины Раинской

   Согласно истории Апостол Павел, большую часть своей осознанной жизни потратил на преследования христиан, вдруг по пути в Дамаск, прозрел, и решил служить Христу. И тут он пишет – большую часть Нового Завета Библии… Гениально! Информация может быть сильным оружием.

   Как известно, до начала Нового Времени, до расцвета знания и науки, христианская церковь 13 веков держала всю Европу в страхе и тьме. Эпоха Средневековья называется самой темной эпохой в истории.

   Насколько мне известно, то в изначальном варианте на аравийском языке в Библии говориться про Отца, Сына и Святого Духа (в женском роде), но отцы церкви не смогли женский род допустить в святую троицу. Известно так же, что непорочная дева на иврите звучит как «молодая девушка», что в принципе означало одно и тоже. А в истории церкви столько шума было из-за непорочного зачатия, что суть учения Иисуса Христа вообще затерялась между споров. Известно также, что когда Лев Толстой прочитал Библию в оригинале, на том языке, на котором она была написана – он вообще отлучился от церкви. … НО, есть много но. С другой стороны, Григорий Сковорода всю свою жизнь черпал вдохновение из Библии, как и некоторые другие. У меня нет времени и желания проверять, насколько все эти сведения относительно Библии правдивы. Поэтому я просто оставила все эти сомнения на листе бумаги.

  Я не хочу подрывать чьи-то авторитеты. С Павлом я лично не знакома, и не настолько разбираюсь в Священном писании, чтобы делать основательные выводы. Я думаю есть и другие пути ведущие к Богу, кроме тех, что описаны в Библии. Более ясные и миролюбивые.

  Поэтому оставляю учение апостола Павла в стороне. Слишком оно у нас в подсознании укоренилось, настолько, что небезопасно безосновательно его тревожить.

21.03.16.