Мифы и Легенды

   Существует интересное предположение ученых о том, что мифологическое восприятие действительности обязано своим существованием звездному небу. Бесконечное темное небо и манящий, холодный свет недосягаемых звезд с самых древних времен вдохновлял человека размышлять. Размышлять о том, что есть Я, что есть Мир, что есть вне Мира и т.д. Бездонное небо было дверью к внутренним знаниям.   С тех пор как люди начали жить в хорошо освещенных городах, они все меньше и меньше замечают звезды, и все больше и больше утрачивают внутренний свет мудрости. Так называемый эффект «светового загрязнения». Кто бы мог подумать, что однажды свет станет причиной помутнения разума

   Мифы и Легенды – это не просто истории о примитивном восприятии мира древних людей. Это вечные символы – отражающие связь макро- и микро-космоса. При этом надо заметить, что древние действительно обладали глубокими познаниями в области архитектуры, астрологии, математики, психологии, метафизики и в некоторых других науках.

Мифы и легенды о происхождении Йоги

Мифы о первом ученом Йоге

   Во II веке до н.э. выдающийся мудрец, ученый, йог – Махариши Патанджали впервые структурно описал путь йоги в своей книге «Йога-сутры». Патанджали придал йоге законченный вид достойный научного знания. В 4-х главах он описал краткими метафорами 8-ми этапный путь йоги, основы морально-нравственного кодекса йогов, предмет, метод и цель этой древней практики. Йога – стала даршаной, т.е. «системой» философского знания. «Йога-сутры» Патанджали – одно из основных древних писаний по йоге сохранившихся до наших дней.

   Личность Патанджали достаточно интересная, обвитая мифами и легендами. Традиционно Патанджали изображают в виде мудреца с тысячеголовой коброй над головой. Этот странный образ объясняет интересная мифическая история о его рождении.

   Мифическая история о природе Патанджали начинается с отношений богов Вишну и Шивы, и гигантской кобры Ананта Шеши.

   На водах Причинного Океана возлежит Бог Вишну (одно из его имен в этой ипостаси - Нараяна). Он наслаждается вечным знанием, истиной и блаженством (сат-чит-ананда). Стопы Нараяны массирует его прекрасная супруга Лакшми. Возлежит Он на исполинской тысячеглавой кобре – Ананта Шеше. Ананта Шеша – мифологический образ Величайшей Мудрости, считается хранителем великих сокровищ земли, в том числе и самых сокровенных знаний. Согласно преданию однажды Шеша заметил, что его Господь Нараяна вдруг начал как-то странно себя чувствовать, становился то холодным, то горячим, то спокойным, то взволнованным. Ананту это озадачило, что может привести Господа в такое волнение? Он спросил Его, на что Тот ответил: танец Шивы (по другой версии практика йоги Господа Шивы). Господь Нараяна возлежа на Ананта Шеши и наблюдал как разыгрывается космический танец Шивы (основанный на элементах йоги) взаимодействия со Вселенной. Когда Ананта это тоже увидел, он был так восхищен, что захотел об этом поведать людям, передать им сокровенное знание Шивы. Таким образом, Ананта Шаша, с позволения Господа, воплотился на земле в образе великого мудреца Патанджали и поведал людям о Йоге, о поэтапном процессе становления и развития, самораскрытия.

   Имя Патанджали – букв. с санскрита означает – «упавший в ладони во время молитвы». Легенда о рождении Патанджали гласит, что его будущая мать – Гоника – долгое время практиковала йогу, накопила силу и знания, но у нее не было приемника, она была незамужней и без детей. Однажды она взмолилась Солнцу и решила вернуть Ему все те знания, которые обрела. Стоя у реки, она набрала в ладони воду, вложила в нее свою преданность и мудрость, и предложив все Сурье, взмолилась, в это время в ее руках появилась маленькая змейка, которая обратилась в ребенка. Таким образом, согласно древней легенде, появился на свет великий мудрец Патанджали. У Гоники появился достойный приемник ее знаний, любви и чистоты.

   О жизни Патанджали известно очень мало. Сведения о нем можно найти в книгах «Рудра-джамали», «Вриканнандикесвари», «Падма-пуране». Место рождения Патанджали - Илаврита-варша, некая небесная обитель. Его жена – Лолупа, найденная им в дупле дерева, с которой он прожил до конца своих дней.

   Работы Патанджали: «Патанджали – бхашья» - коментари к грамматике Панини, «Чарака»-работа по медицине, и «Йога-сутры». Однако существуют мнения, что работы по грамматике и медицине принадлежат другим Патанджали, до сих пор этот вопрос однозначно не решен. Как известно с древними писаниями Индии все неоднозначно, датировку и авторство некоторых работ установить невозможно. Например существуют сведения, что даже автор самих «Йога-сутр» есть не Патанджали, а Хираньягарбха, т.е. одно из имен Изначального. Восток – дело тонкое и скромное.

   Традиционно принято считать, что именно Махариши Патанджали – воплощение высшей мудрости и опора Всевышнего, дал людям описание йоги, Знание, благодаря которому, человек может познать Истину и обрести Вечное Счастье.

Изначальный источник Йоги – Шива-Шакти

   Если Патанджали систематизировал знание йоги, то откуда оно возникло среди людей до него, и что за йогу практиковала мать Патанджали Гоника? Согласно древневедическому мифу йогу принес в этот мир Господь Шива в начале времен. Поэтому о йоге знали и ее практиковали задолго до того, как о ней написал Патанджали. Об этом же свидетельствуют древние литературные источники, археологические раскопки и т.д.

   Кто же такой Шива?   История Шивы – уходит своими корнями в бескрайние глубины космоса. Есть множество версий о том, кто есть Шива (милостивый), более древнее его имя – Рудра (Грозный). По одной из версий Шива некогда (5-7 тысяч лет назад) был человеком, однажды ушел из семьи в горы, там множество лет практиковал мистические практики, достиг высочайшего духовного уровня и просветления. В итоге стал Единым с Богом, а значит самим Богом. Все духовные практики – он обозначил одним именем – Йога. Затем у него появились первые ученики и так йога начала распространяться по миру. Поэтому Шиву также называют Йогешвара – Владыка Йоги.

   Согласно общепринятому мнению Всемилостивый Шива является покровителем не только йогов, но также он покровитель танца, театра и боевых искусств, и …женщин, демонов, и всякой нечистой силы. Таким образом проявляется его милосердие ко всем живым существам.

   Более сакральная версия гласит, что Шива – один из трех основных божеств индуизма (Вишну, Брахма, Шива), на котором возлежит ответственность за разрушение мира. Несмотря на его беспощадную функцию, он считается Всемилостивым, Безгрешным, Чистейшим. Его часто изображают в виде полуобнаженного аскета в медитативной асане, или танцующим танец. Во лбу у него третий глаз, поэтому Его также именуют Трайямбхакам.

   В древних писаниях рассказывается как у Шивы появился третий глаз. Однажды, когда Шива пребывал в состоянии медитации на своей горе Кайлас, его возлюбленная Ума (проявление первичной энергии Ади-шакти) игриво подкралась и закрыла ему глаза своими ладонями. В этот момент весь мир погрузился во тьму, все живое начало гибнуть. Тогда у Шивы во спасение всего живого возник третий глаз.

   Этим же третьим глазом великий аскет Шива однажды испепелил Каму - бога страстной любви. Ибо тот пытался поразить его одной из своих волшебных стрел. Затем Шива его простил и дал возможность для нового рождения в более благородной форме. С тех пор на земле восторжествовала Прэма – чистая любовь.

   Ума, Сати, Парвати имен жен Шивы, которые существовали в разные времена. Но по поверьям все эти женщины были проявлением одной и той же Ади-Шакти, изначальной Энергии. В мифах часто рассказывается как его женщины вспоминали свои предыдущие воплощения, а сам Шива постоянно их призывает – к познанию своей Истинной Природы. Такого состояния достигла лишь Парвати, благодаря аскезе и практики йоги. Благодаря этому Шива и Шакти объединились, как объединяется Дух и Материя. На этих представлениях базируется древнее учение Тантры. Поэтому иногда Шиву изображают наполовину мужчиной, наполовину женщиной – символ преодоления двойственности

   На макушку Шивы спадает млечный путь в виде мощного потока священной реки Ганги и далее, ниспадая с Его головы, она течет через Индию, омывая стопы святых личностей.

   Принимая на свою голову мощный поток Ганги, небесной реки, Шива опять таки спасет весь мир, и поэтому его также называют Гангадхара (принимающий Гангу). В индуизме и традиции йоги Ганга считается священной рекой, которая обладает мистическими свойствами. С древних времен и по сей день, на берегах реки святые йоги совершают в ее водах утренние обряды, приносят ей в дар свои молитвы. Много историй связано с Гангой, а Ганга с Шивой и йогой. В проявленном мире – эта река начинает свой путь с ледника Гомукх в Гималаях, но по убеждению верующих река льется из Причинного Океана, через дыру во вселенской оболочке.

   Традиционно изображают Шиву с длинными запутанными волосами, с серпом месяца в волосах, обвитый змеями, обвешанный бусами из рудракши, с двумя или четырьмя руками, с белой кожей, но синей шеей.

   Из-за синей шеи его такжне называют Нилаканта, т.е. синегорлый. Однажды согласно мифу он выпил яд, который был способен уничтожить весь мир, и задержал его у себя в горле, с тех пор его шея синяя. Шива спас богов, людей и всех живых существ.

   У Шивы больше тысячи имен: Амарнатх, Гириша, Лингараджа, Шанкара, Пашупати и многие другие. Наиболее известное его имя – Махадев (Великий Бог). Имя же «Шива» означает благой, или дарующий счастье. Считается, что Шива один из тех, кто может исполнить любое желание, если ему принести в дар аскетический подвиг и молитву. Согласно мифам этой возможностью особенно усердно пользуются демоны и самовлюбленные личности. Возвышенные личности, как правило, желают служить Богу, а не ставить Его себе на службу. Однако Шива помогает всем.

   Его основные символы – трезубец (тришула) - символ владения тремя видами энергии материального мира; барабан «даммара» - символ пробуждения Вселенной; рудракша – зерна вечнозеленых деревьев, символизирующих глаза Рудры; кобра (бхуджанга) – символ контроля внутренней энергии; изваяние в виде столба (лингам) – фаломорфический образ, символизирующий космическое начало; тигровая шкура – символ победы над страстями. Шива также тесно связан с Луной, которая есть символ женской энергии и изменчивой природы материального мира.

   Шива хоть и всеблагой, однако на нем лежит ответственность на разрушении мира в конце времени. Тогда Шива принимает образ Натараджа (бога танцев) и исполняет свой вселенский танец «тандава», в момент которого разрушается все старое и готовится пространство для чего-то нового. Натарадж изображается танцующим на спине демона Апасмара, что символизирует победу над эгоизмом, привязанностью к телу и материи.

   Господь Шива практикует йогу в горах, или в дремучих лесах, или в местах, где «пахнет» смертью. Дом его – мистическая гора Кайлас. Ему предано служит бык Нанди.

   Так повествуют о Шиве классические тексты индуизма (Шива-пурана, Шримад-Бхагаватам книга 4, Махабхарата, Шветашватара-упанишада и другие).

   Третья версия о природе Шивы наиболее возвышенная. Шива есть Единая Абсолютная Истина, которая существовала прежде возникновения мира. Эта версия особенно поддерживается в учении адвайты-веданты (основатель – Шанкарачарья), йогическом культе натхов и некоторых других шиваитских религиозных направлениях. Через мантру «Ом» обращаются к Шиве, через общение с природой и вселенной, соединяются с Шивой, путем искренней преданности и любви покоряют сердце Шивы. Господь Шива ведет своих учеников к Мокше – полному освобождению.

   Как же Шива открыл знание йоги людям? Это произошло совершенно случайно. Согласно индийской мифологии однажды у берегов океана Господь Шива рассказывал о йоге своей возлюбленной жене Парвати. Но она заснула, а тем временем всю теорию йоги «случайно» подслушал некий Матсиендранатх, который в это время пребывал в желудке огромной рыбы, которая плавала в океане у тех самых берегов. Матсиендранатх услышал наставления Шивы для Шакти, и в конце пропел Ом. А так как Парвати заснула, могущественные знания йоги реализовались в Матсиендре. Будучи в желудке рыбы Мастиендра практиковал йогу 12 лет и достиг освобождения, вышел из рыбы и распространял знания по миру. Первым его учеником был Горакша – великий йог, воплощение самого Шивы. Напоминаю, что эти истории – являются мифом, т.е. намеком, неким символическим указанием на Истину. Не стоит все воспринимать буквально, попытайтесь читать между строк и слышать между слов.

Первые учителя Йоги

   Таким образом, мы плавно перешли к первым великим учителям йоги - Адинатх, Матсиедранатх, Горакханатх.

   Адинатх – это есть имя Шивы. Натх переводится как Мастер, Ади – первый. Адинатх - значит Первый Мастер. Масиендранатх – значит Мастер Рыба. Горакшанатх – Мастер Бык или Корова, или еще одна версия – Мастер управления чувствами, т.к. частица слова «Го» с санскрита – переводиться и как корова, и как чувства, и как вселенная и как навоз. По всей видимости у этих имен есть еще более глубокое значение связанное с эпохами рыб, тельца и т.д., однако Адинатх и его ученики, не есть просто символы, а есть реальные личности. Это ученые утверждают основываясь на том факте, чо Горакша написал множество книг. Почти все из них не дошли до наших дней, кроме одной «Горакша-шатаки», однако в древних йогический писаниях средневековья мы можем видеть ссылки и цитаты на многие его работы.

   Вот легенда о рождении Горакши, выдающегося учителя йоги, самого воплощения Шивы. Как-то великий просветленный мастер йоги Матсиендранатх шел через некую деревню. По дороге ему встретилась женщина, которая пожаловалась, что не может зачать детей. Матсиендра смилостился над бедной женщиной и дал ей несколько странных семян вибхути. Женщина решила, что ее обманули и выбросила вибхути в навозную кучу. Спутя 12 лет Матсиендра снова проходил мимо этой деревни и найдя эту женщину спросил ее про ребенка. На что та указала ему на новозную кучу. Матсиендра подошел к этой куче и откапал там двенадцатилетнего юношу дивной красоты, со стройым и гибким телом. Он его назвал Горакшей и сделал своим учеником. Впоследствии Горакшанатх стал Великим Мастером, выдающимся учителем йоги. Горакшанатх имел множество учеников, которые впоследстви достигли кайя–сиддхи, т.е. бессмертия в физическом теле, что есть одна из главных целей культов натхов в целом.

Йога в средние века. Возникновение хатха-йоги

   Таким образом мы плавно переходим к натхам и хатха-йоге. Считается, что хатха-йога как таковая, т.е. набор асан и дыхательных техник, возникла именно в средние века, а именно в период приблизительно между 9 и 17 веками н.э. В это время появляется множество основных писаний по хатха-йоги, а именно: «Хатха-йога» Горакханатха (утрачена) и его же «Горакша-шатака» (7-12 век), «Хатха-йога прадипика» (15 век) - Свами Сватмарама, «Гхеранда-самхита» (17 век) - Гхеранда, бенгальского вишнуита, «Шива-самхита» - тантрическая йога с сильным влиянием Веданты, написание которой относят к самому Шиве.

   Средневековье – это время развития традиции йогов-натхов, или как их еще называют «капхаты» (букв. с санскрита – порванные уши), т.к. все кто относит себя к традиции натхов при первом посвящении разрезают мочки ушей, для того чтобы продеть в уши огромные кольца. Капхаты большое значение уделяли и уделяют именно телу и достигают сверхъестественных способностей, через работу с телом. Именно капхаты разработали терапевтический аспект большого количества асан, который позднее был усвоен различными школами йоги. Натхи отличались огромной физической силой и аскетизмом. Сегодня культ натхов продолжает развивать свою традицию.

   В средневековый период истории Индии йога становится эзотерической придворной практикой. Каждый уважаемый Раджа считает своим долгом иметь при дворе мастера йоги и Йога-Шалу, специальный зал для занятий. Йоги готовили воинов, воспитывали сильных духом людей, и иногда, вмешиваясь в политику с помощью силы воли решали ход развития некоторых событий.

   Помимо традиции натхов йога, в период средневековья, также продолжает развиваться как отдельная ведическая философская система.

Подведем итог всему вышесказанному: йога от начала мира дошла до наших дней – внешне преображенная временем, но внутренне бережно хранящая свою суть - стремление к Истине. История возникновения и становления йоги уходить корнями далеко за пределы времени, в игры богов. Мы узнали о Шиве, изначальном Йоге и его учениках – величайших мастерах, об Ананта Шеши - воплощении величайшей мудрости, символ бесконечности, который поддерживает основу мироздания – Бога, и который рассказывает людям о йоге в образе мудреца Патанджали. На деле у нас есть только сказания, которые передавались из уст в уста – бесформенные и изменчивые, как вода, мифы, легенды. Однако этого достаточно для того, чтобы постичь вкус практики совершающейся в настоящем времени. Йога учит – думать не головой, а сердцем, видеть истину не в словах, а созерцать ее в процессе, и в Вечном Настоящем.