Раинская Р.С.

Представление об Истине и методах ее постижения: исходя из диалога древних ведических учений и фундаментальной онтологии М.Хайдеггера

В ХХ веке немецкий философ М.Хайдеггер, основатель фундаментальной онтологии, подверг деструктивному анализу всю историю западноевропейской метафизики, и таким образом показал, что классическое представление об истине неверное (подмененное), более того является причиной забвения современного человека. По мнению Хайдеггера со времен учения Сократа и Платона «Алетейя (истина) попадает в упряжку идеи» [1, с. 357], бытие, становится жертвой разума и следовательно софия, становится философией.

В древнегреческом языке истина звучит как «а-летейя», что буквально означает «не сокрытое», «не потаенное». Алетейя, в изначальном смысле – значит вырванное из потаенного, из небытия. Платон же, по мнению Хайдеггера, связал понятие Истины (алетейи) с понятием Идеи (эйдос), и тем самым на долгое время подверг забвению само Бытие и ввел в эпоху неведения человека. Подобно Богу, который наделяет душу несовершенным телом, философ придает истине идею, делая ее таким путем уловимой и осязаемой для разума, но лишенной жизни. Результат подобной подмены существа истины – каждый раз, когда мы пытаемся познать истину, мы познаем лишь границы собственного ума.

Пытаясь разрешить кризис метафизики (и пробудить человека) Хайдеггер призывает нас обратиться непосредственно к созерцанию Бытия, как изначальной Истины, как первоисточнику всего сущего. Философ предлагает выйти за границы обуславливающего разума. На наш взгляд призыв Хайдеггера, по сути дела, есть призыв к мистическому опыту познания.

      Рассмотрим представление об истине на Востоке в Ведах, где преобладает мистический подход к познанию. Согласно древним ведическим писаниям Индии, таким как Бхагавад-гита, Веданта-сутры, мукхья упанишадам, суть человека (Атман), вечное и неизменное Я, обладает тремя основными качествами, а именно: бытие-знание-блаженство, что на санскрите выражается таким понятием как «сат-чит-ананда». Тайттирия упанишада гласит: «Брахман – действительный (сат), знающий (чит), бесконечный (ананда), скрытый в тайнике [сердца], в наивысшем пространстве…» [2, с. 83-84].

В древнем языке санскрите понятие «сат» - буквально означает Бытие, а также Истину. «Что такое истина, - спрашивает индийский философ У.Мишара, - которую даршана помагает нам познать? Единственная истина – конечная цель индийской интеллектуальной деятельности – есть непосредственное постижение Атмана. Все даршаны стремятся к истинному знанию Атмана соответственно своим собственным точкам зрения» [3, с.55].

   Постижение истины, согласно Ведам, есть процесс постижения сути самого человека – неизменного Духа (Атмана=Брахмана). Также как и у Хайдеггера, постижение Бытия ведет к постижению самого вопрошающего, ведические тексты говорят о том, что постижение Истины ведет нас к самопознанию.  

Однако каков метод постижения истины? М.Хайдеггер использует метод деструктивного анализа истории философии и языка. Веды предлагают нам интересный метод «нидидхьясаны», который означает «погружение в сущее», «глубинное созерцание», «трансцендентальную эстетику».

   Результат подобного мистического проникновения в суть вещи – постижение единой природы всего сущего и несущего, которая есть суть Истина, или само Бытие. Придать этой истине форму образа (эйдоса), или слова (логоса), или же оставить ее в животрепещущей «форме» неизреченного бытия - остается на правах самого художника.

   Цитируемые литературные источники:

  1. Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Время и бытие. – М.: Логос, 1993. - С. 345-361.
  2. Упанишады. Перевод, предисловие и комментарии А.Я. Сыркина –М.: Наука. Главная редакция восточной литературы. Научно-издательский центр «Ладомир», 1992. Т.2.
  3. Чаттопадхьяя Д. От санкхьи до веданты. Индийская философия: даршаны, категории, история. Пер. с англ. – М.: Сфера, 2003.