Раинская Р.С.

Компаративный анализ

учения об Истинном Счастье Г. Сковороды

и древней традиции йоги

   Предмет данного доклада — представление об Истинном Счастье в учении украинского философа Г. Сковороды.

   Наша цель показать специфику представления об Истинном Счастье у самобытного философа Г. Сковороды. Счастье — как внутренний мир достигаемый за счет беспристрастного отношения к внешнему миру.

   Метод — сравнительный анализ. Для того, чтобы рассмотреть учение украинского философа с новой, необычной стороны, предлагаю сравнить его взгляд о природе Счастья с древнеиндийской философией Йоги. Григорий Сковорода в своих выводах опирался в основном на предание Священного писания - Библии, в свою очередь классическая йога, впервые описанная мудрецом Патанджали во 2 веке до н.э., опирается на богооткровенные Веды. И оба эти учения — указывают, что природа Счастья трансперсональна, иррациональна, трансцендентна. Рассмотрим же учение Г. Сковороды в связи с древнеиндийской философии йоги, и возможно, действуя таким способом, мы сможем увидеть новую грань учения украинского философа.

       Из йогических писаний мы будем использовать только три основных текста: «Йога-сутры» Патанджали, Катха-упанищаду и бессмертную «Бхагавадгиту».

     Потребность в Счастье, на взгляд автора доклада, является главной ведущей силой всего стремительного развития человечества. Но до конца неясно ведет ли нас развитие наше к Истинному Счастью, правильно ли мы выбрали вектор наших усилий? Научно-технический прогресс, скоростные технологии, глобализация являютсядостижениеми гордостью нашей культуры, однако психическое состояние современного человека оставляет желать лучшего. Нам необходимо понять в чем заключается реальная потребность человека? Что ведет человека к Истинному Счастью? В какой-то степени это практически вопрос о смысле жизни. И в этом заключается актуальность данных рассуждений.

   Процесс рассуждения об Истинном Счастье неутолимой силой уводит нас в глубь череды вечных вопросов (например: Что есть истинное?), которые заводят нас в тупик, но также возможно выводят на новый горизонт восприятия. Ведь, задавая вопрос о Счастье, мы начинаем по-настоящему Думать, о том, где покоиться Истина. И если не найдем ответ, то по крайней мере осознаем несостоятельность мысли для решения потребности важнейшей для всего осознанного человечества. Следовательно, необходим более совершенный, чем ум, инструмент для решения задачи, возможно это интуитивное видение.  

   Украинский философ Григорий Сковорода подчеркивал, что Счастье человека не в материальных приобретениях, и не во временных наслаждениях, которые еще более порабощают сознание, а в спокойствии ума, если выразиться кратко. Сковорода в своем рассказе «Разговор пяти путников об истинном счастье», вкладывает в уста Лонгина такие слова: « Вот же вам верхушка и цветок всего жития вашего внутренний мир, сердечное веселие, душевная крепость. Сюда направляйте всех ваших дел течение» ( 2, с. 183). Это же спокойствие ума и внутренняя гармония — является основой сознания счастливого человека в философии йоги.

   В Катха-упанишаде говориться: “Когда усмирены пять чувств, когда усмирен ум, когда усмирен интеллект - мудрые называют это "высшим состоянием".
Йога и есть этот совершенный покой.

В нем человек приходит к единству”.[3]

   Итак, в этой статье, мы в дальнейшем будем рассматриваем вопрос о том, как быть по-истине счастливым, согласно учению Г. Сковороды и йоги, для которых Счастье – это состояние внутренней согласованности и гармонии, покой ума, сердечный мир и душевная устойчивость. Как же достигается – это «спокойствие ума»? Куда нам направить свои силы, каков метод достижения Истинного Счастья?

         Для начала скажем несколько слов о Г.С.Сковороде.

     Г.Сковорода (1722-1794) является известным украинским философом, выдающимся   педагогом. Сегодня он дажепризнан гордостью нации (возьмем во внимание телевизионное шоу «Великие украинцы» 2008 года, где Сковорода занял 1 место по общему голосованию народа). Различные духовные течения пытаются приписать его своей школе. Его называют «истинным христианином», «украинским йогом», «современным Сократом», «освобожденным» и т. д.

Изучая тексты Г.Сковороды, поражаешься сходности его мысли с учением Востока — тонкость и своеобразность языка, смирение мысли, аллегоричность слова, отрешенность от мирской суеты, приверженность авторитету Священного (богооткровенного) писания, отшельнический и аскетичный образ жизни.

Для ясности изложения разобьем суть учения Сковороды на несколько основных пунктов и скажем о каждом из них. При этом укажем на некоторые из пунктов, которые особо близки учению индийских Йогов.

  1. Благодарность.

   Наиглавнейшее правило и условие для счастливой жизни, согласно учению Г. Сковороды, — есть навык благодарности. Философ писал так: «Благодарность же есть твердь и здравие сердца, приемлющего все во благо и укрепляющегося. Плоды блаженной жизни есть радость, веселие и удовольствие; корень же их и дерево благолиственное есть тишина сердечная, а кореню зерном есть благодарность. Она есть дух чистый, тихий, благодушный, благовонный, весна и ведро светлаго смысла» [2, стр. 220]. Сковорода особенно подчеркивает значение благодарности как матери всех добродетелей, и неблагодарность, в свою очередь, как источник всех зол.  

   Этот пункт «благодарности», по мнению автора доклада, является уникальным, и негде прежде, ни в каких традициях, мы его пока-что не находили так явно выраженным. Поэтому оставим здесь личность и глубину мысли Григория Сковороды ни с чем несравнимой.

  1. Трудиться согласно со своим духовным призванием (сродный труд).

Этот пункт наиболее известный и хорошо описывается у Сковороды в басне «Пчела и Шершень». Украинский философ очень интересно рассуждает о натуре (т.е. истинной природе человека) и труде. Сковорода полагает, что человек не может жить счастливо в бездействии, но и в чуждом для его натуры действии, он тоже внутреннего мира не достигнет. Для человека, для его ума и тела хорошо трудиться, согласно со своим душевным призванием (сродный труд) и не ради выгоды, а ради самого процесса созидания и исполнения воли божей. Своего рода «служение» богу. Сковорода пишет: « Нет мучительнее, как болеть мыслями, а болят мысли, лишаясь сродного дела. И нет радостнее, как жить по натуре. Сладок здесь труд телесный, терпение тела и самая смерть его тогда, когда душа, владычеца его, сродным услаждается делом. Или так жить, или должно умереть» [2, с. 148.]

   В традиции йоги подобное отношение к труду, как служению, как выражению призвания, именуется «карма-йогой». В Бхагавадгите, Бог, или Высшая Истина, говорит так: 27.  «Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел, что бы ты не приносил в жертву или в дар, какой бы подвиг не совершал ты, о Каунтея, все это делай, как приношения Мне.

28.  Так  освободишься ты от оков деяний, рождающих добрые и дурные плоды; уравновешенный йогой отречения, ты, освобожденный, придешь ко Мне»

[1, шлока: 9:27-28]

     3. Довольствоваться малым.

     «Кто благодарен богу — тот малым доволен» [2, с. 222]. В традиции йоги (как и многих других восточных учениях) говориться, что показателем очищения сердца и спокойствия ума есть уменьшение потребностей, беспристрастное отношение к миру вещей, желаний. «Тот, чье «я» не привязано  к внешним прикосновениям и находит отраду в «Высшем Я», достигнув  через йогу  единения с Брахманом, тот вкушает непреходящую радость» [1, шлока 5:21] — говориться в Бхагавадгите.

     Г.Сковорода также это подчеркивает. Ведь природа заботится о человеке и самое необходимое у нас всегда есть, и лишь неведение, влияние общества или искусителя — мешает нам это осознать. «О сет-то естестве сказал древний Епикур следущее: «Благодарение блаженной натуре за то, что нужное сделала нетрудным, а трудное ненужным» [2, с. 148].

  1. Поиск самого себя.  

     Знаменитая надпись над храмом в Дельфах «Nosce te ipsum» которая вдохновляла Сократа, вдохновили и Сковороду, и многих других глубокомыслящих людей. Сковорода пишет: «Сие-то есть быть щастливым — узнать, найти самого себе» [2, с. 182].

     Познать самого себя, понять свою природу, обрести Истину в себе. Об этом говорил Иисус Христос, об этом говорят арийские Веды и древние упанишады, но говорят загадочно и таинственно так, что не каждый достоин понять ответ, который значит «Азм Есмь».

   Сковорода загадочно пишет смешивая цитаты из Библии со своими комментариями: «На что ты, - говорит бог Моисею, - спрашиваешь об имени моем, если можешь сквозь материальный мрак прозреть то, что всегда везде было, будет и есть, - вот мое имя и ество». Имя в естве, а оно в имени: одно другое не рознит; тоже одно и другое — оба вечные. «Кто веры оком через мрак меня видит, тот и имя мое знает, а кто ищет о моем знать имени, тот, конечно, не знает меня и мое имя — все то одно; имя мое и я — одно то». «Азмь есть тот, что есмь. Аз есмь сый» [2, с. 168-169].

     Бхагавадгите говориться так:«Неразрушимый и высочайший есть Брахман; Его истинная природа именуется Самопознанием» (1, щлока: 8:3).

5. Радость.

Этот условие счастья естественным путем исходит из условия Благодарности. Оно самое понятное и в тоже время одно из труднейших, схожее с одним из правил йоги ниямы — «сантошьи», или постоянной удовлетворенности. Радоваться всегда, значит всегда осознавать присутствие истины в твоей жизни. Сковорода цитирует слова Павла из Библии: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, о всем благодарите!» [2, с. 187].

6. Принятие Воли Высшей как своей.

   Григорий Сковорода пишет ссылаясь на Библию: « говорите: «Да святится имя твое, да будет воля твоя...» [2, с. 188]. Казалось бы банальный призыв верующих людей. Однако суть признания воли божей, за Высшую Волю, как акт выражения смирения, внутреннего покоя, и сдерживания Эго, не всякому даже религиозному человеку знаком. «Положись на него и сделай его волю святую своей волей. Если ее принимаешь, то уже стала и твоя» - и далее: «и что ж лучше, как дружба с высочайшим?» [2, с.189].

     В Бхагавадгите, в одном из ведущих писаний йоги, говориться так: «Да поднимет он свое «я» до  своего Высшего Я и да не приходит  он в отчаяние, ибо воистину Высшее Я – хоть и враг низшего «я», но также и друг его.

Высшее Я – друг низшего «я» того человека, который покорился своему Высшему Я; но для непокорившегося – Высшее Я становится воистину враждебным, подобно неприятелю» [1, шлока 6:4-6].

   Также Сковорода писал: «Теперь разумеем, в чем состоит наше истинное счастье. Оно живет во внутреннем сердце нашего мира, а мир в согласии с богом. Чем кто согласнее — блаженней» (2, с.189).

   О соотношении двух воль, как двух Я, еще много можно писать, однако это отдельная тема для рассуждений, предлагаю оставить ее на потом.

7. Молиться.

Непрестанно молиться, согласно учению Сковороды значит желать познания Бога, Истину иль Суть себя - вседушно, и «отгоняйте лукавого искусителя, т. е. мучителя, который вынуждает вас ропотать на жизнь, выгоняйте его любя, ища и храня мир и радость» [2, с.188]. Согласно учению украинского философа дьявол или искуситель есть тот, кто учит неблагодарности, демагогии, внутреннему «базару», одним словом утверждает эго человека и отводит от «тишины сердечной».

     В Йоге молитва, как концентрация на Истине, является частью практики, которая ведет к ощущению блаженства или «самадхи». В Бхагавадгите практически вся 6 глава посвящена описанию этой практики.

8. Быть Здоровым — значит иметь внутренний покой. «Телесное здравие не иное что есть как равновесие и согласие огня, воды, воздуха и земли, а усмирение бунтующих мыслей — есть здравие души и живот вечный» [2, с. 189]. Удивительно, что даже самобытный украинский философ уже тогда указывал на связь здоровья с мыслями человека. А ведь сейчас наука, это только начинает доказывать. В восточной традиции йоги, а также «аюрведы» (науки жизни) указывается, что причиной болезни тела есть дисбаланс стихий. В свою очередь психическое состояние человека, его согласованность с совестью, как основой внутреннего покоя, всегда находят свое выражение на физическом уровне в виде здоровья или болезни.

9. Забота о Сердце иль Сути своей. Этот пункт, тесно связан со всеми остальными, так Сердце главный предмет нашего внимания в целом. Сердце как место сосредоточение Разума (не интеллекта), души,эмоционального мира человека, которое и отвечает за восприятие Счастья. Григорий Сковорода призывает развивать «Тишину Сердца” - усмирять болтовню в уме. «Враги твои суть собственные твои мнения, воцарившиеся в сердце твоем» [2, с. 193], и в целом беречь,   «хранить сердце», другими словами жить по-совести и воздерживаться от греха, от всего мирского и общего, неосознанно навязанного: «Сыне, храни сердце твое» [2, с. 231].

     Этот пункт также наиболее сильно уподобляет учение Сковороды и традиции йоги («йога читта вритти ниродах тада драсту сварупа вастанум» - писал древнеиндийский мудрец Патанджали в «Йога-сутрах» [4, шлока 1:3-4] —перевод таков: йога есть успокоение волнений разума с целью постижения своей истинной природы)

   Таким образом главная, насущность потребность человека — это Счастье, которое проявляется как внутренний мир или спокойствие ума, сознания в целом. Сковорода также замечал, что когда человек достигает внутреннего мира, ему открывается знание самого себя, а также понимание Единства и Единого, что непосредственно выражается в осознании Истинного Счастья, как всегда изначально присутствующего.

   Суть и сердце учения Сковороды — Единое, философ писал: «...блаженное есть едино тое, что единою точію есть. На сем едином, сего же ради и святом, птица обрете себе храмину и горлица гнездо себе;... окоянен (рече) всяк человек есть и всуе метется, не обретшій единое» - и далее разъяснил, что значит слово Единое : «...сіе дух есть, простье сказать — мысль» [2, с. 224].

   Постижение Единства, Единого суть есть постижение Истины. О Едином, как одном из имен Бога говорили еще средневековые мистики, например такие как Майстер Экхарт, Якоб Беме, а также об этом часто упоминают йоги, восточный мистики, и ведическая традиция адвйта-веданты (учение о недвойственности). “Что там - то и здесь; что здесь, то и там. Видящий не единство, а различие, бредет от смерти к смерти. Эту истину нужно постичь умом: нет многого, есть только Одно” [4].

Г. Сковорода также дал ответ на вопрос, почему люди зная об этих условиях Счастья, которые были известны еще до него (ведь Сковорода все свои выводы в основном делал опираясь на учение Библии), не достигли счастья. Ответ таков: потому что люди не желают Истинного Счастья. Нам дороже мир временных форм и житейская суета, мы все еще не насладились дерзостью своеволия. Чрезмерное самолюбие и привязанность к миру, проще говоря - эгоизм, мешает нам быть свободными, быть реализованными и по-истинному Счастливыми.  

     Украинский философ Г. Сковорода говорит, что углубление во внутрь себя и довольствоваться покоем и счастьем, это прерогатива избранных, не каждому человеку это по-вкусу. Для большинства он советует хотя бы раз в неделю, например по-субботам, как о том, говорит библия, удерживаться от мирской суеты и блюсти тишину сердца, приучать себя к дружбе со своим нутром. Самое же главное для начала — научиться быть Благодарным за все, что с тобой происходит. Благодарит — все и всех — друзей, врагов, родителей, учителей, правительство, начальство, и судьбу в целом.

   В украинской философии, помимо Г. Сковороды, есть еще немало мыслителей, которые подчеркивали значение «спокойствия ума», «тишины сердца», призывали к самопознанию, к гармоничному развитию внутреннего и внешнего мира. Знаменитый украинский поэт, писатель, философ Т.Г.Шевченко также указывал, что Истинное Счастье — в «сердечном мире», в любви, а не во внешних достижениях:

Все на світі - не нам,
Все богам, тим царям!
І плуги, й кораблі,
І всі добра землі.
Моя любо!.. а нам -
Нам любов меж людьми.

Литература:

  1. Бхагавадгита – К.:ЧП «Арктур-А», 2008.
  2. Сковорода Г. С. Сад божественных песней. Вірші, байки, діалоги, притчі К:Дніпро, 1988.
  3. Katha Upanishad\ The Golden Book of Upanishads\ LOTUS PRESS, New Delhi – 110002, 2006. P.38-51.
  4. Yoga-sutra of Patanjali (with additions of Saugata Bhaduri). D.K. Printworld(p)Ltd, New Delhi – 110 015, 2006.