Йога и Экология

     Статья написана Dr. Meherwan M. Bhamgara (1928-2008) - консультантом натуропатии, который специализировался на кинезиологии включая Йога Асаны. Статья издана в сборнике научных статей «Наука, йога и теософия», Адьяр, Мадрас, Индия. 1977 г.

     Перевод с английского на русский непрофессиональный, а скорее любительский, выполнен Региной Раинской, поэтому возможны неточности. Тем не менее основная линия мысли М. Бхамгары, как на наш взгляд прояснилась, и она достойна внимания.

    «Что? Йога и Экология? Какое имеет отношение Йога к Экологии?» Если мы узнаем, на чем основывается йога, экология в контексте Йоги легко прояснится.

     Сущность Йоги

     Как по мне, йога – это опыт, глубокий духовный опыт; а так как это духовный, значит тотальный. Все духовное есть тотальное (совокупное). Если мы обратимся к духу вещей или сущностей, мы откроем тотальность этих вещей или сущностей. К сожалению, преобладает широкое мнение, что йога это просто значит асаны и пранаяма, на самом деле они представляют собой только две части восьми-ступенчатой аштанга (8 частей) йоги.

     Йога меньше всего имеет дело с грубым телом, больше с умом, но еще больше с атмой. Мы говорим в общем смысле «учителя Йоги», но они не йоги; в большинстве случаев они не лучше инструкторов физической тренировки. Есть и другие, кто справедливо имеют наработки в физическом плане Йоги, но еще и придерживается ямы (моральная практика) и ниямы (нравственность). Они следуют пути праведности, настолько, насколько это возможно, т.е. воздержание от лжи, или воровства, или жажды чужого имущества; некоторые также придерживаются ненасилия или целибата, что включает в их жизнь пять ступеней ямы Йоги. Некоторые также придерживаются шаучи (чистоты), сантошь (удовлеторенности), тапас (посвящению себя Богу), свадхьяи (самоизучению), что заключается в пяти предметах соблюдения ниямы. Но даже они редко вкушают нектар квинтэссенции Йоги. Даже в их жизни, очень часто, истинная йога упускается. Даже они не получают опыта Йоги. А как они могут если не концентрируются на дхьяне или медитации?

     Чтобы понять, что значит опыт йоги, прежде всего необходимо изучить слово йога, которое в английском не имеет себе эквивалента. Вопреки мнению противоположному моему, слово «ярмо» (yoke) возможно есть наиболее дальнее от сути слова йога, потому что ярмо различается между ярмом как устройство, узы, иго (yoking device) и ярмом как вещь, хомут, упряжка (the thing yoked). Также слово «единение» не точный термин, т.е. единение есть объединение частей. Можно сказать йога это «слияние»; и слияние значит поглощение. Но даже если я скажу «Я поглощен йогой», то так же долго, как будет это «я» себя опознавать, йога не будет совершаться. Если это слово есть «единение», в смысле «единый», «состояние бытия один или в одном» (state of being one or at one), тогда эта передача смысла имеет право быть. Слияние (fusion), как противоположность расщеплению (fission) – есть другой хороший термин для йоги, потому что он включает растворение; и когда вещи растворяются друг в друге, они теряют свою отделяющую идентификацию. И Йога значит утрата определенной отделенной идентификации, отдельной личности или эго.

    Тот кто имеет опыт йоги един со всем и с каждым; он поистине индивидуален. Термин индивидуальный означает неделимый; но к сожалению, многие из нас очень разделенные. Ни возможно, что бы они не являлись целостными, и как следствие, благостными или святыми. Этимологически три слова святой (holy), целый (whole) и здоровый (healthy) имеют одинаковые корни. В йоге, эго полностью уничтожается. С того момента, как «Я» перестает быть - нет тебя, тогда и нет его или ее, а значит нет другого.

     Опыт Йоги

    Йога не двойственна. Не двойственна в смысле, не только, что «Я» не отделено от других, но и все другие двойственности, также одновременно прекращают существовать, именно это и есть опыт йоги. Хорошее и плохое, Бог и Сатана, святой и грешник, человек и божество, мужчина и женщина, рождение и смерть – все подобные арбитральные оппозиции растворяются в йоге, и йоги трансцендентны таким оппозициям. Йоги знают, что реальность лежит между двойственностью, так же как, истина лежит между техниками. Йога не есть рассудочное упражнение в соединении вещей вместе для создания чувства единства. Это не присоединение (joining) для воссоединения (in joining), хотя соединение (joint) может быть заметно. Йога это выкорчевание отделенного эго, так что все становится одним, композитным и однородно целым. Это слияние касается не только человеческих существ; это простирается на всю флору и фауну; это объемлет всю биосферу. И это то, где мы видим проблески соединения между йогой и экологией, проявляющийся как симбиоз, жизненная коммуникация, или то, что мы можем назвать саха-йога (saha yoga) в йоговском просторечии. Но позвольте мне немного более сказать о йоге, прежде чем мы перейдем к экологии, так как йога всеобъемлющая, экологию будет легче понять.

     В наше время, дистанция между человеком и человеком очень сильно выросла, в то время как мир становится маленьким местом, учитывая быстрые способы передвижения. Почему происходит такая аномалия? Потому что нет йоги в нашей жизни? Откровенно, в этом есть недостаток. Действительно так, даже между супругами – труднодостижима любая йога; тогда как она может быть, к примеру, между работодателем и работающем, черным и белым, управляющим и подчиненным – тем более нечего говорить о йоге между нациями!

     Мы могли бы сделать мир лучше, если бы мы укалывали себя достаточно часто, со всеми видами вопросов, как например: «Должен ли я платить моему слуге хорошо? Если нет, то не эксплуатирую ли я его? И не является ли эксплуатация химсой (насилием)?» Или «Цепляюсь ли я за вещи? Или за людей? Потом как я могу расслабиться? И если не могу быть расслабленным, то как я могу достичь медитации?» Ищущие вопросы, и искренние ответы на них, от «постоянного маленького голоса» изнутри, является наиважнейшей частью образования в йоге. После всего, как говорил Сократ: «Не познающая себя жизнь не ценит жизни». Конечно, в финальной стадии йоги, самадхи, все вопросы исчезают; но прежде этой стадии, правильное внимание обращенное вовнутрь огромная помощь садхаку. Идея, однако, не в том чтобы стать чем-то как говорят, хорошим или благочестивым через маску, или одежду. Йога это не усилие кем-то стать, но открытие того, что есть. Любые разговоры о йоге на тему кем надо стать – быть Брахмачарином (целибатом) или даже Йогом – запутывает предмет.

     Ни асаны ни пранаяма, ни яма или нияма, ни пратьяхара (управление чувствами) и дхарана, но дхьяна или медитация есть истинное основание йоги. Без базы дхьяны йога-асаны напоминают просто гимнастику или акробатику. Без дхьяны, яма и нияма напоминает просто внешние атрибуты, которые не имеют силы изменить внутреннего человека – человека за одеждой, лицо за маской. И говоря о мире, мы знаем, что Дзен Буддисты просят ищущего показать его настоящее лицо – открытие которого никогда невозможно пока самость не стушевалась.

    Только когда медитация процеживается через определенное внутренее бытие, происходит трансформация. Со временем мы проходим через моральность человека, но она необязательно есть духовность. Духовный человек, однако, по факту морален. Без дхьяны невозможна ни духовная эволюция, ни состояние самадхи (экстаза) следующее из нее. Без дхьяны один может практиковать ахимсу (ненасилие) внешне, но причинять химсах (насилие) внутри; без дхьяны один может дать обет всегда говорить правду, и затем однажды сожалеть о дискуссии. Без базы медитации, никто не может быть по-настоящему сантошьи (удовлетворенным). Без медитации, один может взять обет целибата, и постоянно ментально возбуждать чувственность. После всего, обеты для дисциплины; и соблюдение дисциплины занимает маленькую часть в начальной тренировки йоги, все дисциплины в итоге исчезают в самореализации йога. Ничего, ни даже дисциплину, ни возлагает на себя йог; он лишь поплавок в потоке Божественной Жизни. Раньше всего, йога садхака приходит к реализации того, что если он все время завязан в дисциплине, он может упустить опыт слияния со всем. Также, - больше - и дольше практика внешней дисциплины вероятнее всего приведет в внутренней анархии.

    Это должно быть очевидно, поэтому правильный курс – это иметь дело с медитацией прежде всего, скорее чем концентрация на других ангас (частях) йоги. Медитация это СМИ для кульминации и иногда взрывоподобного опыта йоги. Подобно семенам, из которых дерево йоги прорастает и приносит фрукты ямы, ниямы, пратьяхары и дхараны (концентрации). Только участие в дхьяне прежде, поможет нам одухотворить все, включая наши асаны: только тогда, мы начнем впадать в медитацию, а не только тогда, когда делаем так называемые медитационные позы, такие как падмасана (поза лотоса), но когда делаем любую асану, и это будет происходить. Без дхьяны, как мы будем рассчитывать на пранаяму, делать нади шодхану, (проверку импульса) или пробуждение кундалини? Без дхьяны на какую пранаяму мы можем рассчитывать, которая есть более чем упражнение?

     Мини медитация

   Когда я горю о медитации, я говорю об состоянии «Не ума» или «произвольная осведомленность» как предлагает Кришнамурти и Раджнешь. Все истинные медитации трансцендентны, также как и истинная йога интегральна. Медитация для меня это «ментальное голодание» или состояние «манна мауна». Те, кто не может найти ежедневно определенное время для медитации – так же хорошо, как те, кто это делает – могут практиковать то, что я называю мини медитации в любое время днем или ночью, в любой позе, даже в кровати или в ванне. Эта практика высоко оценена потому что, это может быть эффективным предшественником полной медитации, которую делают Йоги. Мини медитации, псевдоним мини ментальной вакцины можно практиковать коротко 5-10 секунд для начала, особенно когда тенденция реагировать сильна, т.е. когда вне себя от радости или в депрессии, в приподнятом настроении или больном, во время различных обстоятельств. Но будет ли это мини, медиа или макси, медитация должна быть легкой. Изначально это может быть бдительной попыткой, но скоро это станет происходить; это должно случиться. И когда это произойдет, новые перспективы или осознание начнут раскрываться перед собой.

       Экология, Великий Уравнитель

     Самое глубокое осознание, которое рисуется нам, это – оставить универсум в покое, все вещи на этой планете не есть антропоцентричны, т.е. человеко-центричны. Только человек – человеко-центричен; ничего более. Человеческое эго может это не принять, но факты напоминают, что человек в целом не существует в схеме вещей на этой планете.

     Человек крайне зависим от биосферы, но биосфера совсем не зависит от человека. Более того, в целом, биосфере было бы лучше без человека. Факт заключается в том, что окружающая среда заявляет – человек фатальная болезнь, с которой земля к сожалению договаривается. Без человека земля не только выживает, но действительно процветает. Льюис Дж.Галле, натуралист, зашел настолько далеко, что сказал: «Эволюция происходит в течение 500 миллионов лет, и это было лишь для существ, который представляют завершение процесса».

      Единство в различии

     Мы называем смерть великим уравнителем, короли и самые великие – все в итоге умирают и панча махабхутам (пять элементов) расходятся по своим местам. Но в широком смысле, экология это великий уравнитель, через экологию, человек впервые получил урок, что он не верховный, что он не независим, что он обязан своим величием – если можно так сказать – всем живым и чувствующим объектам на земле, даже самым маленьким бактериям. Если йога разрушает эго изнутри, экология сдувает его снаружи. «Все великие люди думали подобным образом», это банальное высказывание, которое не выглядит убедительно, пока мы не придем к заключению относительно величия человека. Но все великие ученые достигали подобного заключения. Все утверждают, что человек должен жить симбиотически или погибнуть.

    Доктор Ян Л. Мак Харг, считал, что вся растительная жизнь божественна, и думает, что это вовсе не смешно рисовать нимф над водорослями. Он чувствовал, что во всем присутствует божественное, которое распространяется. Он считал, что растения ближе к человеку, чем может быть его жена или ребенок. «Ты един со всей жизнью; не метафорически – реально» - подчеркивает Доктор Мак Харг.

     Другой ученый Клев Бакстер, после 5 лет исследования растений сказал: не осталось сомнений в моем уме, что мы одно». Исследования Бекстера глубоко важны для человечества. Вероятно вдохновленный находками Сера Джагадиш Чандра Боса в 1920-х годах, касающееся того, что растения испытывают что-то типа эмоций, Мистер Бакстер провел исследования в 1966 году и продемонстрировал неопровержимое доказательство того, что растения могут регулировать жизнь вещей вокруг них, включая человека. Например, если я отрежу себе палец, растения в моей комнате узнают это, и даже почувствуют. В случае внезапного убийства растения получают сообщение. И реакция растения на это сообщение может быть записана на определенный деликатный инструмент, подобный полиграфическому детектору лжи, который используют для исследования эмоций криминалистов. Не только это, растения читают наши мысли. Вы можете сказать: «Это фантастика; это не может быть правдой». Но это так. Например, если я подумаю о пожаре, растения выразят шок. И эта способность к регулированию жизни вокруг, не особенность некоторых растений; это действительно для всех растений; Клев Бакстер и другие ученые доказали это, подставляя полиграфические электроды даже к взрослым деревьям.

    Осведомленные друзья сказали мне, что эго йогов сильнее, чем у не йогов, и что они хронически страдают от «Я - проблема». Проведя сравнение с новоприбывшими в кружок йогов, я не уверен в этом, но знаю, что несколько горшочных растений обязательно настроятся на нашу реакцию. Если они могут зафиксировать обрезание пальца, то они точно смогут регистрировать синяки на нашем эго. К тому же эго больше чем палец.

   Клев Бакстер, Ян Мак Харг и другие подобные являются новыми светилами на небесном своде человеческого восприятия. Вы возможно не слышали о них. Но кто не слышал об Альберте Энштейне? И вот что он говорил о месте человека в космосе:

   «Человеческие существа есть часть целого, называемого нами Универсум, часть ограниченная во времени и пространстве. Он познает себя, свои мысли и чувства, как что-то отделенное от остального, что есть определенным видом оптического заблуждения в его сознании. Это заблуждение есть определенная тюрьма для нас, заключающая нас в наших личных желаниях, и привязанностях к нескольким ближайшим личностям. Нашей задачей должно стать освобождение себя от этой тюрьмы путем расширения своего круга сострадания на все живущие существа и всю природу в целом во всей ее красоте. Стремление к такому достижению само по себе - есть часть освобождения и основание для внутренней уверенности».

    Новый класс экспертов экологии возникли в США. Они известны как аменитарии (Amenitarians), и они особенно обеспокоены спокойствием человеческого ума. Возможно к такой реализации привело их то, что если человек с миром внутри, его не надо будет учить правильному эко-поведению. И это факт. Но человек не может быть в мире с собой только прийдя в их центр, «нацеливаясь» на себя, вступая и работая со своим внутренним пространством.

    Экологисты говорят нам, что есть наша земля со стороны космического корабля, и что природные ресурсы ограничены; что нет независимой жизни; и что только не тревожьте гармонию природы и жизнь может быть устойчивой. Но это печально, что эгоизм и алчность человека разрывает землю, разрушает растения, убивает дикую жизнь, что приводит к ее вымиранию в некоторых частях мира.

   «В нашем безрассудном увлечении наукой» - говорит Доктор Д.В.Виркар, эко-ученый из Бомбея – «мы забыли простую истину, что каждое действие порождает реакцию, и решение любой проблемы всегда связано с еще большими проблемами, с которыми мы в итоге сталкиваемся… мудрость всегда была редкостью, и сейчас проявляется в обратной пропорции как знание. …. Эгоизм необходим для самосохранения, но рано или поздно наступает точка, когда должно быть осознанно, что каждое личное эго (я) вовлечено в общую самость (Я) – тотальную окружающую среду – природу… Самое совершенное до сих пор, и это не наше достижение, это природа… Человек часть природы, но путь по которому он себя ведет выглядит так будто природа подчинена ему… Со всем этим прогрессом, человек, завоеватель, никогда не завоевывал свою глупость, и история повторяется из-за этой глупости». Доктор Виркар саркастически заключил: «Наука – это искупитель (или избавитель). Позвольте уйти даже кислороду; мы разовьем анаэробную цивилизацию». Конечно, мы знаем, мы не можем этого сделать. В любом случае, давайте разберемся, что мы делаем с кислородом в частности и с воздухом в общем.

     Прана Вайю (Кислород)

    Прежде всего, мы употребляем слишком много кислорода, просто потому что нас много. Каждый из нас вдыхает 22,000 раз в день, и берет 5 миллионов литров воздуха ежегодно. На одной руке, это популяционный взрыв; на другой – растения на земле, особенно леса скашиваются для создания жилых комнат, сельскохозяйственных угодий. Сейчас мы все знаем со школьных дней, что растения производят кислород полезный для нас; и мы выдыхаем углекислый газ, который также важен растениям для фотосинтеза. Это очевидно, что чем больше людей, тем меньше растительности на земле, тем больше углекислого газа и меньше кислорода в воздухе. Более того, наше потребление кислорода, как и наш расход всех природных ресурсов, быстро опережает наши действительные потребности. Сегодня три человека употребляет столько же много кислорода, сколько понадобилось бы десятилетия назад 43 людям. Так происходит по той причине, что мы используем и производим много вещей, которые используют кислород. Например, если машина проедет тысячу километров она использует столько кислорода, сколько человеку необходимо в год. Сжигание ископаемого топлива для силы и энергии обворачивается тяжелыми потерями кислорода.

   По причине того, что развивается цивилизация, и растут участки используемой земли, развивается морской и воздушный транспорт, углекислый газ заполняющий атмосферу вырос за последние 50 лет от 0.030 до 0.044%. Мы уже убедились во вредных последствиях этого развития, причем не нужно проводить никакой специальной работы, чтобы заметить, что воздушные загрязнители распространяются на тысячи миль. Например, яд угарного газа может покрыть Гавайи, только потому, что слишком много автомобилей курсирует по дорогам Калифорнии, в 2500 милей от них. Кроме угарного газа, мы выплескиваем в воздух сернистый газ, кадмий, свинец и оксид азота. В некоторых американских городах, которые перегружены трафиком или слишком индустриализированы, просто дышать также вредно, как если бы вы курили 40 сигарет в день. Не удивительно, что американские йога-тичеры в больших городах отговаривают глубоко дышать и делать пранаяму.

     Мы обязаны всецело своим существованием флоре на земле, которая напрямую или не напрямую обеспечивает нас всеми видами еды, воде которую мы пьем, и кислороду, которым мы дышим. Вся энергия на земле в первую очередь приходит от солнца, но мы не можем получать эту энергию напрямую в большей степени. Только через растения, кустарники и деревья, мы можем утилизировать эту энергию. Несмотря на этот хорошо известный факт, мы думаем больше о неправильных «растениях», это прежде всего термо-ядерные растения, бензино-химические растения, металлургические растения, то есть те типы, которые мы рассаживаем.

      Растения, Наши Спасители

      Растительное королевство это не только наши содержатели, но и спасители. «Одно большое дерево может за сезон поглотить 130 литров бензина из атмосферы. Дерево обращает ядовитый метал в свинцовый фосфат, который нерастворим в воде, и пропитывает в ствол, где он уже не может разрушать ни себя, ни людей, ни животных». Если бы деревья не защищали нас таким образом, мы бы страдали от свинцового яда, в результате которого разрушаются почки, повышается кровяное давление и нарушаются мозговые функции. Другой воздушный загрязнитель – сернистый газ, который может быть причиной астмы и других респираторных заболеваний, в настоящее время является жесткой проблемой. При нарушении ограничений деревья не смогут растворить этот газ; и если его будет слишком много, деревья начнут скидывать свои листья».

     В любом случае, мы производим электроэнергию и отводим тепло в окружающую среду. Деревья помогают уменьшить количество этого тепла. Одинокое дерево среднего размера может охладить воздух в летнее время лучше, чем 20 кондиционеров работающих 20 часов в день. Опять таки, целебные свойства деревьев в сдерживании шума и загрязнений неоценимо. Хорошо посаженные кусты и деревья вокруг реактивных аэропортов помогают избежать нападение децибелов на наши уши. Леса и парки в больших городах не только легкие города, но также природные транквилизаторы без которых жители, возможно, сошли бы с ума от какофонии шума трафика среди асфальтированных джунглей. Растения защищают нас к тому же от атомной радиации. Лаборатория Университета Желудочно-кишечных Исследований МакГилла в Монреале открыла, что обычные сорняки могут спасти человечество от радиации, которая попадает через загрязненную пищу. Это удивительно как много способов, которыми деревья спасают человечество; наступило время человечеству спасать деревья. Деревья установили йогу среди нас; когда же мы установим йогу среди деревьев?

   Srishti растений (королевство растений) было взято как один главный орган эко-системы, которое участвует в симбиозе; и атмосфера как одна из трех сфер биосферы, которую мы портим. Однако дальнейшее уже выходит за рамки статьи, изучение в деталях как мы убиваем нашу морскую жизнь и воду, что есть основа этой жизни; как мы расстраиваем естественный баланс хищник-жертва земной жизни; как мы копаем недра земли ради минералов и жидкого золота, которое мы обрабатываем и используем, что в итоге становится причиной загрязнения, таким образом, непрестанный порочный круг.

     Солнце

   Человеку всегда недоставало предвидения и дальновидения; он может быть близоруким, не будучи слепым. Солнечный свет, как и деревья, может помочь нам в великом деле уменьшения воздушного и водного загрязнения в тропических странах; но человек идет своим путем даже с солнцем. «Реактивные самолеты и ракеты испускают выхлопной газ, такой как углекислый, в большом количестве в стратосферу. Этот углекислый газ поглощает определенное количество солнечной энергии, делая его недоступным для земли и ее жителей». И поэтому из-за недостатка солнечного света мы платим бесчисленными болезнями – различные классификации простуды, кашель, анемия, болезнь костей и даже рак.

      Море

     К. Лаветт Смит призывает нас проводить подводные исследования, так как это дает спокойствие ума: «Когда мы проводим больше времени в море» - говорит он – «не малые преимущества мы получаем для внутреннего мира, которые происходят из-за простых организмов». Да, простое присутствие другого вида жизни – даже на земле - может сделать человека спокойнее. И даже без прогулок по ложу океана, простое созерцание поверхности волн моря может вызвать спокойствие.

    Но другая красота и внутренняя жизнь нашего океана разрушается. Доктор Жак Пикард, мировой авторитет в океанологии неоднократно предупреждает, что человечество обречено, если не перестанет разрушать морскую пищевую цепочку. Непрерывные сваливание масел и других загрязнений, включая радиоактивные отходы в потоках рек и океанов, убивает планктоны, которые производят 70% кислорода в атмосферу. «Если планктоны погибнут, человечество последует их примеру» - предупреждает Доктор Пикард - «И это может произойти в нашей жизни, если происходящее загрязнение будет продолжаться».

      Водное Голодание

      В большинстве частей земли преобладает недостаток воды; это также напрямую связано с обширным человеческим загрязнением и это из-за ненасытной жажды материальных желаний. Человечество нуждается в питье, приготовлении еды, стирании и мытье на что уходит приблизительно 8 литров воды в день. Но использование – вернее отходов – воды в производстве огромны. 200 000 литров необходимо чтобы сделать один автомобиль; 6 000 литров произвести один килограмм стали; 2 000 литров чтобы сделать ярд шерстяной одежды; и большинство из этого используется питьевая вода, которая ограничена, тогда как морской запасы обильны.

      Это очевидно, так или иначе, что все народы – какие бы они не были развитые или развивающиеся – должны будут обуздать как и производство, так и потребление различных благ. Простая жизнь производящая насущный минимум еды, одежды, приюта, транспорта, отдыха и всего еще подобного – одним словом АСКЕТИЗМ – должен быть введен в практику каждым и всеми, включая тех, кто избалован в потакании показному процветанию. После всего, человек нуждается в немногом, хотя то, чего он хочет, может быть много. «На земле достаточно всего для каждого, чтобы удовлетворить потребности, но недостаточно для жадности каждого».

     Как я хотел сказать в других местах: «Достаточно есть достаточно. Всей продукции, которая есть на планете, автомобили, удобрения, одежда, сталь и бумага, сейчас необходимо стабилизировать, и не позволять расширяться в глобальном контексте. Я бы даже посоветовал, чтобы производство некоторых статей было сокращено, так как для их изготовления и использования также расстраивается определенный экологический баланс. Такие анти-развивающие статьи типа статьи о средствах для истребления насекомых, об автомобилях, два великих нарушителя внешней экологии, и про наркотики и фармацевтику, которая играет опустошающую роль в нашей человеческой системе внутренней экологии».

    Философ Эпиктет сказал: « Вся философия лежит в двух словах; поддержание и воздержание». Я не могу сказать, что это правда, для всей философии, но это определенно верно для экологической философии. Поддержание и воздержание; или более корректно, воздержание и поддержание. Воздерживаясь от разрушения природы, мы поможем поддержанию жизни на земле. Это подобно принципу «живи и давай жить другим», который опять таки, можно лучше изложить в Эко-Логическом порядке: «Дай жить другим и живи». Позволь жить жизненным вещам. Оставь в покое безжизненные вещи. Как сказал Генри Торо: «Человек богат соизмерно пропорции числа вещей, которые он может позволить себе оставить в покое». И было бы лучше, если бы мы научились, «оставлять в покое» столько вещей, сколько это возможно.

      Альберт Швейцер защищал путь «почитания жизни» как личной этики, это также эко-этично; «Не разрушить ни одного ледяного кристалла который блестит на солнце; не сорвать ни одного листа с дерева».

     Два десятилетия назад, в Лондоне, Я посетил лекции Эдгара Саксона; Мистер Саксон был мыслителем с репутацией в то время. Он никогда не уставал подсчитывать достижения человечества. «Природа бросила дикое яблоко» - он говорил – «Посмотрите, что человек сделал с этим, благодаря терпению и упорству; сотни вариантов восхитительных яблок». И так далее он прославлял человеческую изобретательность и находчивость. И конечно, он был прав. Это было славное прошлое для человечества без сомнений. История человека записывает тысячи его достижений на различных фронтах. Но сейчас ему лучше отдохнуть на своих лаврах; взять лечебный отдых, как это было ранее. Его путешествие зашло слишком далеко. Он должен быть предупрежден: «Так далеко и не дальше». Он не только должен остановится сейчас, но также возвратиться несколькими шагами.

     Мы Едины.

     Ричел Карсон, автор работы «Тишина Весны», сказал десятилетие назад: «Контроль природы – эта фраза задумана в высокомерии, родилась в век Неандертальца биологически и философски, когда предполагалось что природа существует для удобства человека». Доктор Ян Л. Мак Харг ведет эти следы высокомерия от Иудео-Христианской традиции, которая придерживается мнения, что человек – эксклюзивное божество, а все остальное мусор; Человеку дано владычество над всей жизнью, и не-жизнью; и Человеку предписывается подчинение земли». Доктор Мак Харг называет это «абсолютно ужасающим текстом», без какой-либо «ценности для выживания». Он справедливо указывает, что мир это не «каменный дом для наслаждений». Также как йоги, он дальше утверждает: «Все вещи которые существуют, имеют общее происхождение. Мы едины со всеми формами жизни; поэтому концепция, что наше существование есть особенное (или обособленное) – иллюзия; Не существует обособленного; все одна вещь; все имеет общее происхождение… поэтому разрушение чего бы то ни было есть членовредительство. Это мы: мы есть это; это одна вещь: мы едины».

    Льюис Дж. Халли сказал: «С точки зрения космополитического взгляда жизнь – одна. Древние Греки не знали насколько большой универсум, когда учили, что человек мера всех вещей. Даже в пределах границ этой маленькой планеты, есть проявление недомыслия, выделять человека так уверено, как мы обычно это делаем, среди остальной жизни… Позвольте лелеять весь мир к которому мы принадлежим; не только одну часть, которая есть мы сами».

     Йога Терапия

    Откуда родом человек, откуда происходит его алчность и эгоизм, и как следствие эко-болезнь которую он породил, Йога Терапия дает ответ. Под йогой терапией я не имею ввиду асаны (позы) и пранаяму (управление дыханием) – терапию, которая также полезна, но это выходит из этого контекста. Под йога терапией я имею ввиду терапию слияния, терапию единства с объединением или связыванием как суб-терапия. Такая йога терапия сама по себе может стать со временем базой эко-терапии. Асаны также могут помочь, конечно, если мы практикуем дхарану (концентрацию) или дхьяну (медитацию) с позами. Я полагаю, что асаны названы в честь насекомых, рыб, животный и деревьев не просто потому, что они напоминают тех насекомых, рыб, животных и деревья, но также потому, что мы можем созерцать живущие вещи вокруг нас, тем самым достигать йоги с ними. У нас есть йога Садхана (медитативная практика) с Врикшей (деревом), когда мы делаем Врикшасану (позу дерева), и с Вричк (Скорпионом), когда мы делаем Вричикасану (позу Скорпиона). Когда мы делаем Маюрасану, мы теряем нашу идентификацию в павлине. Практикуя таким образом, асаны размывают эго – в конечном счете методически эго-искореняется.

    Когда эго-логическое мышление изнашивается, экологическое мышление автоматически входит в ум человека. Он говорит себе: «Я есть проявление солнца и звезд, ветра и волн, флоры и фауны земли. Если деревья в лесу есть мои конечности, по факту, они есть сердце, легкие, нервы, все - как я могу даже срубать деревья бесцельно? Не есть ли такое желание суицидальным?

    Слово экология получено из слова ecos, что означает дом; в данном контексте, эта земля есть наш дом. Экология в современном смысле «наука о доме», более важна, чем другие типы наук о доме, которые мы изучаем в колледже. Возможно, наша молодежь обратится к йоге более легко, если она будет более погружена в экологию. По факту, это то, что происходит с молодежью на западе. Позвольте мне резюмировать, следовательно, с надеждой, что в будущем, все образование в высших школах и колледжах будет включать экологию как обязательный предмет в их программе.

   Бактериолог Рене Дюбо сказал: «Это не человеку угрожает разрушение вследствие экологического кризиса, но качеству человеческой жизни». Мое мнение, однако, что качество человеческой жизни уже разрушено; под угрозой ныне человеческая жизнь. Я соглашусь с Альбертом Швейцером, что «человек утратил мощь предвидеть и предупреждать, и поэтому, он закончит разрушением земли».

   Я ни в коем случае не пессимист, не проповедник конца света; но пройдя через экологическую литературу, и личные наблюдения -загрязнение и вырождение природных элементов, поддерживающих жизнь в США и Европе в последние два года, выглядит так, что человечество не проживет долго, если человек не исправит свой эко-путь. Даже самые оптимистические экологи не дают нам более века выживания. Будем ли мы читать надписи на стенах?

Конец