Что есть Йога в моем понимании?

    Широко известно, что Йога - это древнеиндийская психофизическая практика, менее известно, что она направлена на самопознание, через постижение Истины. Если говорить о йоге в главных ассоциативных выражениях, то мы бы могли сказать, что йога – это самообладание, самопознание, самосовершенствование, это совершенный покой, это стремление к самости и, это Единство.

   Единство, Единение, Единый – загадочные, бездонные понятия, к которым призывали йоги-мистики всех времен и народов, обещая на дне их понимания – познание истинной, вечной, блаженной сути. Если опираться на этимологический анализ современных санскритологов, например А. Качергиной, то мы увидим, что в основе санскритского понятия «йога» лежит корень «юдж», который можно толковать следующим образом: «yuj (…) - 1) впрягать, запрягать; 2) укреплять, прикреплять; 3) связывать, соединять. yudh f 1) сражение; 2) борьба» [6, c. 329]. Согласно же этой этимологии, понятие «йога» трактует и знаменитый мастер Б.К.С.Айенгар, который писал: «Слово «йога» происходит от корня «юдж», означающего соединятся, объединятся; основная цель йоги заключается в том, чтобы обучить тем средствам, благодаря которым человеческая душа может полностью соединится с Абсолютным Духом, пронизывающим вселенную, и таким образом, достичь освобождения» [1, с.229]. Знаменитый индийский учитель прошлого века Свами Шивананда писал так: «Йога» означает единение с Богом. Практика йоги ведет к общению с Господом. Какой бы ни была отправная точка, цель достижения – одна и та же» [11, с.106]. Советский писатель Афанасьев, практикующий по самиздату с удивительным упорством и верой, писал: «Йога – явление чрезвычайно древнее и уникальное. Йогу в широком смысле обычно понимают как союз индивидуального (дживатма) со всеобщим (параматма). Человек в ней рассматривается как часть Вселенной, частица Космоса» [2, с.5]. Современный украинский мастер йоги А. Сидерский пишет: «Йога - как состояние есть то, что именуют «состоянием сознания Единства» [8, с.42]. Как видим все говорят о неком Единстве, специфическом восприятии Реальности.

     Если опираться на классику то, наиболее авторитетное древнее писание по йоге - «Йога-сутры» Махариши Патанджали гласят: «1.2 Yogaschittavrittinirodahah–-Блокирование типовых проявлений сознания есть йога» [7, с. 46 ].

     В целом, если исходить из личных наблюдений и исследований, можно сказать, что Йога работает с сознанием, с целью достичь Высшего Сознания, путем Осознания – все вращается вокруг одного предмета - сознания. Заметим, что Со-знание – это не менее глубинное понятие, чем Единство, которое затрагивает всю структуру мира, ибо сознание пронизывает собою все, что входит в сферу нашего знания. Сегодня не только йога, но и современная наука обращает внимание на фундаментальную роль сознания.

     Согласно философии йоги сознание человека состоит из различных частей: ум (манас), разум (буддхи), память, подсознание (читта), эго (ахамкара) [13]. Сознание же в целом объединяют также общим понятием «читта», возможно по той причине, что подсознание – основа сознания. Йога учит различать в себе различные структуры сознания, также ясно как во время практики асан различаются различные замки (бандхи) или мышцы, для того, чтобы лучше управлять собой, своими эмоциями, подсознательными импульсами, желаниями и таким образом прийти к изначальному источнику нашего существа.

   Патанджали в следующей, третей шлоке, говорит для чего мы приостанавливаем работу сознания в йоге: «1:3. tadadrastuhswarupeavasthanam. 1:4. Vrittisarupyamitaratra» [14]. Перевод таков: «1:3 Тогда видящий устанавливается (пребывает) в своей собственной природе. 1:4 Иначе – отождествление с типовыми проявлениями читты»[7, c.54-55].

    Яснее выражаясь, йога – эта приостановка работы сознания. Для чего? Для того, чтобы познать свою истинную природу, ибо когда сознание активно, человек отождествляет себя с различными формами: со своим телом, со своим умом, со своей ролью в обществе, со своим Эго и т.д. Ложные отождествления – суть порождения страдания (клеши) и духовного забвения (авидья). Иногда в йоге используется интересное образное сравнение сознания с озером. Как в чистом и спокойном озере отражается свет луны, так же и спокойном сознании отражается образ Бога, или Высшего Я.

   Обобщая выше сказанное: Познание своей Истинной природы, через преодоление ширм сознания, и есть окончательная цель Йоги. Познавшего Истину называют просветленным, такой человек обретает Единство, что и есть Йога. Единство же, в свою очередь, источник Блаженства. Тот, кто систематично практикует Йогу – познает себя, осознает причину счастья и несчастья, и в итоге обретает Свободу.