Быть или Не-быть

      По мере моего углубления в восточную философию, на поверхность моей мысли всплывают все новые и новые задачи. Например, раньше я думала, что Эго – это плохо и его надо преодолеть, теперь же я считаю, что Эго – это неизбежно и его надо развивать.

    Есть одна интересная история про средневекового монаха, который оскопил себя, чтобы не испытывать сексуального искушения. За что собратья осудили его и сказали: «Какой теперь толк в твоем воздержании, если тебе уже и воздерживаться нечем?». Как мне видется, нечто похожее происходит и с нашим Эго.

    Впервые я задумалась о природе Эго, когда увлеклась различными восточными религиями (буддизм, индуизм, суфизм) и йогой. Изучая, хотя правильнее будет сказать - рассматривая Священные Писания - «Бхагавад-гиту», Упанишады, некоторые тексты из «Трипетака» «Веданта-сутра», «Йога-Васиштха», «Библию», мне все больше приоткрывалась тема противопоставления истинного и ложного Я.

   Работая в книжном магазин в 2009 году, мне стали доступны множество других книг по философии и эзотерике, где вопросу о двойственной природе человека уделялось еще больше внимания. Я читала книги таких авторов как Шри Ауробиндо, Свами Вивекананда, Свами Шивананда, Свами Сатьянанды Сарасвати, Б.К.С. Айенгар, Анни Безант, Алиса Бейли, Рене Генон, Мирча Элиаде и другие. И поверхностное, беглое восприятие подобной литературы сформировало у меня убеждение, что Эго – это плохо. Эго – есть причина желаний, соответственно и - страданий. И это поверхностное восприятие, как я сейчас понимаю, было ошибочным.

    Борьба с Эго

    Последующие несколько лет я жила с убеждением, что Эго, или мое Я должно быть подавлено. Мои желания, как источник страдания, надо игнорировать. Необходимо держать себя в аскезе и быть довольным малым. Я все время пыталась найти возможность, чтобы уйти в горы, в лес – и там выживать. И таким образом я долго себя готовила и вдохновляла соответствующими книгами. Находила соответствующих друзей, которые бы могли поддержать меня в самоподавлении.

    В конце концов я насытилась самопожертвованием. После того, как я реализовала свою мечту, и два года прожила в хижине в заброшенном селе, и один год в селе, ухаживая за чужим больным ребенком - я вдруг осознала, что достаточно.

Живопись Регины Раинской

Мне вдруг стало ясно, что все это наше подавление Эго – самообман – т.к. оно еще больше крепнет, от каждой попытки его притеснить. Практикуя бескорыстное служение, без особого понимания, есть все шансы развить ложное смирение и гордыню. Эго не уходит, а затаивается и ждет шанса. В общем от таких практик самоограничения возникало ощущение – что жизнь проходит, и чего-то важного и стоящего ты так и не делаешь…

    Самопознание  

    Со временем я поняла, что Эго невозможно подавить. Оно живучее, хитрое и изворотливое, как змея. Когда ты его давишь – оно как воздух в пузыре – вылезает с другого бока. Когда ты думаешь, что твое Эго – это и есть Сатана, то оно тут же облекается в форму Бога, и клевещет Бога, как Сатану. Эго до того изворотливо, что сводит тебя с ума при каждой попытке его притеснить. Эта борьба с Эго выливается в итоге в ночных кошмарах, стрессах, истерии, депрессии.

   Наполеон говорил: «Если ты не можете победить своего врага – сделай его своим другом». Если Эго – это враг, который мешает быть счастливым, и ты его не можешь победить, значит надо с ним подружиться. Но вопрос в том - где ты, а где Эго? Кто ты? С помощью кого ты сам себя надеешься приручить? Если Истинное Я – не окрепло и не сформировалось, то каким образом приручить Ложное Я? Тут начинается легкая форма шизофрении.

    В общем свое Я, истинное и ложное, и многие другие я, которые спрятаны в нас надо познать – вот что я осознала.

   И этот путь самопознания не так-то прост, особенно если ты один на один в своей духовной практике. Здесь начинаешь понимать, зачем все древние писания настоятельно рекомендуют опираться на помощь духовного учителя.

    В писании «Йога-Васиштха» есть интересная сказка об Эго, называется «про царицу Кудалу и царя Сикидвая». Там рассказывается, как царь ушел в лес, чтобы достичь просветления, но не вовремя и без благословления жены. Он долго себя истязал, довел до изнеможения аскетичными практиками, десять лет жил отшельником – но так и не познал Истину) И в итоге его жена преподала ему хороший урок. И царь отпустил свое Я, и достиг просветления. (Кому интересно можете прочитать на сайте в разделе «Мифы»). Меня эта сказка вдохновила практиковать медитации, и отбросить дискомфортные условия жизни.

    Этот путь аскез и жертв, возможно, было необходимо пройти, но он вел в … не могу сказать, что в никуда, а скорее к новому этапу.

   Самореализация    

   Когда я об Эго рассказываю людям, то в основном меня не понимают. Многим людям даже в голову не приходила идея, что он – это не он, а есть еще некий Истинный Он)).

    Некоторые люди никогда не задавали себе даже такого вопроса "Кто я?" Не говоря уже о том, чтобы спросить себя "Истинный ли я?" Поэтому возможно и вас, вся эта суета букв и слов, только вводит в состояния сна.

   Но уверена, что есть и те, кто пережил нечто подобное, есть те, кто познает себя. Есть те, кому не спиться только потому, что он не знает – зачем родился и по какой причине обречен однажды умереть? Есть же и те, кто думает, как писал Ф.М. Достоевский, «хочу вернуть билет за вход в этот мир обратно!». Возможно есть, кто так же как и я, напрасно упражняются в самоподавлении, и возвеличивают себя в своем ложном смирении.

    Так вот, на данный момент я ясно для себя уяснила – что прежде чем отбрасывать Эго, и делать вид, что ты стал Истинным и познал Себя, необходимо реализоваться. Прежде чем отбросить Эго – Его надо реализовать. Необходимо понять свои желания и реализовать их. Необходимо познать все то, что в корне тебя влечет. Необходимо разобраться со страхами и привязанностями, обидами, неоправданными ожиданиями. Все это надо пережить, и увидеть снисходящую благодать от каждого события твоей жизни. Если есть зависть к богатству – надо стать богатым, если есть страсть к женщинам – надо ею насытиться, если есть склонность к искусству или науке – надо ее исчерпать. Иначе – все эти потребности, будут тянуть ко дну, возвращать в будничную суету. И когда – ты достигнешь реализации своего Эго, своих амбиций – вот тогда есть смысл Его, большое и красивое, поставить на службу – Великому Истинному Я. Тогда это будет действительно героический подвиг.

   Об этом же писал французский ориенталист Рене Генон, описывая три этапа глубинной реализации. Первый этап был расширение индивидуальности, а затем уже ее преодоление и достижение необусловленного состояния. Кому интересно можете почитать. (стр. 240, «Восточная метафизика», издание «Беловодье», 2004 г.). Генон считал, что прежде чем становится Богом, надо стать человеком в истинном смысле этого слова, т.е. научиться управлять чувствами, умом и даже временем.

   Поразмыслив, я поменяла свою тактику жизни. И решила процветать, а почему бы нет? И я чувствую радость и вдохновение действовать. А раньше – эго как эго, но без цели, без идеи, множество неосознанных желаний, и все как-бы хорошо – пора умирать, но что-то не умиралось…и так тянулось бесконечно долго. Отсюда мой нынешний интерес к языкам, к танцам и к организации прибыльных проектов. Помня, что тело не вечно, я уделяю внимание и тому, что управляет телом, дыханием, вниманием, умом. Я работаю над тем, чтоб узреть источник осознания. И чувствую удовлетворение.

     Заключение

   К чему я все это пишу. В древние ведические времена к чтению Священных Писаний допускались лишь высокопоставленные лица. Шудры и большинство женщин их не читали. Для них были написаны – эпос «Махабхарата» и «Рамаяна». Сегодня же ко многим текстам, в сомнительном переводе есть доступ у всех желающих. Теперь я понимаю, какой эффект могут создать Священные Тексты на неподготовленного слушателя – бедные и несчастные людишки, начинают отчаянно увлекаться духовными практиками. Имея слабое тело и слабые мозги, мы мним себя великими героями, которые готовы отдать свою жизнь ради процветания Духа. А в итоге, ни духа, ни человека.

   Если вы начали интересоваться духовной практикой, то надо быть готовым к тому, что поверхностное знакомство с восточной философией создает впечатление пессимизма и нигилизма. Однако, если разобраться лучше – а на это могут уйти годы, то начинаешь понимать, что суть не в информации, а в трансформации и практике.    

   Многое зависит от изначального состояния того, кто воспринимает текст. Как известно влияние энергий - тама-гуны и сатва-гуны, при поверхностном взгляде, очень похожи. Что в том, что в другом случае человек мало действует. Но разница в том, что под влиянием тама-гуны человек бездействует, потому что тормозит, а во время сатва-гуны – он просто медитирует) Так же и Священные тексты – того, кто живет под влиянием тама-гуны – они могут ввести в инертное, безответственное бытие, а кого-то, кто полон сатвы, могут вдохновить и вывести за пределы обусловленной действительности. Поэтому к этим текстам необходимо относится с почтением и внимательностью.

   Возможно со временем, я снова поменяю свою позицию и пойму нечто новое, или вернусь к старому. Как бы там ни было – никому не навязываю свой путь, но делюсь выводами. Вы же решайте сами, как вам жить 1) потакать своим слабостям и навязчивым, внедренным извне желаниям, или же 2) угнетать себя, подавляя все – и истинное и ложное, или же 3) понять, что действительно хочешь и дать возможность этому быть, чтобы затем - отпустить. Или же бесконечное множество других ВАШИХ вариантов))

Живопись Регины Раинской