Раинская Р.С.

Три аспекта Абсолютной Истины

в христианской и ведической традиции: компаративный анализ

     Учение о Троице, как основы космического порядка, исходящего из некого Единого источника, уходит глубоко корнями в историю метафизической мысли.   В гностических текстах мы находим учение о Троице выраженной как Материя, Демиург и Спаситель. В учении неоплатоников мы встречаем Триаду - Единое, Ум и Мировая Душа. В христианстве, как известно, Единый Бог проявляет себя в трех ипостасях: Отец, Сын и Святой Дух.

   В Новом завете мы находим такие слова: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» [7, 5:7-8]. Эти слова Апостола Иоанна свидетельствуют, что единая Абсолютная Истина согласно Новому завету, проявляет себя через трех свидетелей: Отца, Слово и Святого Духа.

     В древних ведических текстах индийской культуры, написанных на древнем языке санскрите, мы находим Троицу: Вишну, Брахма и Шива, олицетворяющих собою силу Созидания, Поддержания и Разрушения. Помимо этой троичности ведические писания так же говорят нам о такой триаде слога АУМ, каждая букв из которых указывает на различные уровни бытия. А в древнем священном писании Шримад-Бхагаватам, описывающей природу Бога, сказано: «Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном» [3, с. 89]. Понятие «Брахман» буквально с санскрита переводиться как Бытие, «Параматма» - Высший Дух обитающий в сердце каждого живого существа, «Бхагаван» - Бог как Личность.

     Предлагаю сравнить откровение о троичном проявлении Абсолюта, двух различных древних культур ведической и христианской, исходя из анализа их Священных текстов. Говорят, что истина познается в сравнении. Актуальность данной работы говорит сама за себя. Чем больше мы найдем между ними общего, тем ближе мы приступим к переживанию смысла Единого.        

     Что касается нашего отношения к древним, священным текстам. Содержание этих текстов – сакрально и его можно воспринимать по-разному: буквально, метафорично, аллегорично, символично и т.д. Согласно учению герменевтики в тексте мы можем найти троякий смысл: чувственно-буквальный, отвлечённо-нравоучительный, мистический. Мы в данной работе ограничиваем себя идеально-мистическим толкованием, (символическим отношением), по той причине, что изначально метод нашего религиозно-метафизического исследования природы Абсолюта предполагает   осознание того факта, что истинная природа Бога невыразима и умо-непостижима.

     Проведем сравнительный анализ каждого из аспекта Абсолюта.

     1. Брахман, который проявляет себя как Бытие, вездесущ и неподвластен описанию и уразумению – есть Отец, который согласно откровению, так же непостижим.

Характеризуя понятие Брахман, необходимо отметить его семиотическую неопределенность; прежде всего оно (понятие) означает вездесущего, безличного Бога, бытийность которого нельзя выразить словами и которому нельзя дать определение, которое не ограничивало бы его суть. Иногда Брахмана также обозначают через слово-символ «Ом», или «То», т. е. нечто, что невозможно представить; например, в Бхагавадгите, древнем ведическом писании, говорится: «Думая о Том, погруженные в То, пребывающие в Том, преданные лишь Тому, мудростью уничтожившие свой грех, они идут туда, откуда нет возврата» [2, 5:17]. В противоположность имперсональному разумению Бога как Бытия (Брахман), восприятие Бога как Личности (Бхагаван) трактуется персоналистически. Бхагаван – есть проявленная, осязаемая форма Абсолюта, через которую человек может восстановить отношения с трансцендентным. Бхагаван – есть выражение Абсолюта в мире образов и форм.

Брахман – это Бог-Бытие, Бог вовне и вне человека. Брахман – есть само необусловленное, чистое Сознание. Знаменитые изречения из Упанишад подтверждают это утверждение: «Сознание есть Брахман» (праджанам Брахма) – гласит Айтрейя Упанишада [10, 3:3]; «Я есть Брахман» (ахам брахмасми) – говорится в Брихадааньяка Упанишада [9, 1.4:10]. Брахман как Бытие, как сознание – суть одно и тоже. Более того, Брахман есть все, что мы видим, все что существует. Можно, таким образом, утверждать, что Брахман – имперсонален, о нем нельзя сказать ничего такого, что бы помогло нам понять его суть.

Аналогично описанию Брахмана, в новом завете так же указывается на непознаваемость и невообразимость Бога-Отца. В Евангелие от Иоанна сказано: «Бога не видел никто никогда» [8, 1:18].   Бога невозможно познать, как если только не через Его вторую Ипостась – Слово.

Таким образом, сравнивая аспект Абсолюта - Брахмана с первой ипостасей Троицы - Отца, мы находим определенную аналогию.

        2. Бхагаван, согласно ведическому учению, есть Бог как Личность, т.е. Бог проявленный. Аналогом Бхагавана в Новом Завете выступает вторая ипостась Троицы – Слово, или Сын Божий.

   Под понятием «Слово» имеется в виду, не всякое слово, а слово Священного писания, которое богооткровенно и не измышлено умом человека. Более того, Слово – есть Бог. Оба эти понятия являются проявленной формой Абсолюта, что в ведической философии именуется Бхагаваном.

     Бога-Отца, Брахмана, можно постичь лишь через Слово-Сына, Бхагавана. Это признают и Веды и Библия. Бога как Бытие не возможно познать, но Его можно «приоткрыть», «пережить» и только одним единственным способом, через связующее звено – Слово-Сына. Иисус Христос говорил: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» [8, 14:6]. Подобно этому в Бхагавадгите Бхагаван Кришна говорит: «Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего» [2, 18:66].

   Возникает вопрос: если постичь Абсолют можно лишь через вторую ипостась, второй аспект, то имеется в виду Личность или само Слово писания? Исходя из анализа Священных текстов, мы можем увидеть, что по сути дела Личность и Слово Бога – есть суть одно. Об этом же свидетельствует и церковь. Когда нет отношения с божественной Личностью, то у нас всегда есть возможность восстановить отношение со Словом. Формируя отношение со Словом, согласно учению, как Вед, так и Новому Завету, мы формируем связь с самой Личностью.

   В «Ведата-сутре», квинтесенции всех упанишад, главном метафизическом писании, говорится: «Брахман постижим только через шастры (священные писания). Священные писания служат источником правильного знания » [4, 1:1:3].

     3. Параматма есть аналог Святого Духа. Обоснуем.

         Параматма – есть аспект Абсолюта, проявляющий себя в сердце человека, как «зов Бытия», как со-весть и т.д. «Параматма – вездесущая Высшая Душа; имманентный аспект Верховного Господа, находящийся в сердце каждого живого существа (paramatma)» [6, стр. 528], В христианской традиции Святой Дух - является Утешителем, посланным Сыном Божьим, и аналогично Параматме он обитает в сердце праведника и истинно верующего. Апостол Павел говорил: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» [5, 1:21-22], а в Евангелие от Иоанна сказано: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» [7, 3:8].

     В ведической философии, так же как и в христианской метафизике, считается что человек состоит из тела, души и Духа. И если душа человека может быть грешной, так как она отражает желания тела, то Дух – это проявления божественного в человеке. Дух, в ведической философии обозначатся через понятие - Атман. Атман есть суть сознания человека, «вечный наблюдатель», безгрешный и не подвергающийся изменениям, уподобляющий истинную природу человека Богу. В энциклопедии Индуизма мы находим: «Атман – «сам»; высшая реальность, высшее сознание; …жизненное начало;… Абсолютный дух, Высшее Я, Мировая душа [6, стр.63]. Исходя из того, что Атман есть источник сознания и проявления божественного в человеке, во многих упанишадах мы находим Атман=Брахман. Брихадараньяка упанишада гласит: «Этот Атман – Брахман, все воспринимающий». [9, 2.5:19]. Таким образом, Дух человека есть суть человека, есть проявление божественного в человеке, следовательно, можно заключить, что в своей истинной природе человек не просто подобен Богу, а Един с Ним.

   В новом завете мы не находим столь детального анализа тонкой природы человека, в библии мало сведений о Душе или Духе, однако так же как и на Востоке, в христианстве существует призыв к освещению Духа. Атман или дух, при соблюдении определенных условий, может стать Парматмой или Святым Духом. Приставка «пара-» означает «величайший, верховный, трансцендентный» [6, стр. 526]. В этом и состоит сотериологическое значение религии – очищении и возвышении Духа, что приближает к Богу.

     Таким образом, подведем итог всему вышесказанному. Брахман есть невидимое проявления «Бога как Бытия» или «Отца», Бхагаван – осязаемое проявление Бога как «Слова Сына», а Параматма проявление Бога как «Святого Духа человека». Благодаря этому анализу мы можем увидеть смысл духовной деятельности (освещение и возвеличивание Духа) а так же постичь изначальное Единство Сути - Человека, Слова Сына и Бога-Бытия в Абсолютной Истине. Развитие взаимоотношений этих аспектов ведет к тому, что человек через «Слово Сына» (Бхагавана) возвышает свой Дух до «Святости» (Параматмы) и следуя Его призыву постигает Бога-Отца (Брахмана), и таким путем достигает полной реализации смысла человеческого существования.

     Священные Писания двух различных культур, различных времен и народов – говорят о пути постижения сути Единой Абсолютной Истины аналогичным образом. Это указывает на то, что эти тексты являются действительно не плодом ума человеческого и источник их Един для всех.

     Дионисий Ареопгаит писал: Божество есть едино и вместе триипостасно: что Оно простирает Свой благодетельнейший промысл на все существа, начиная от пренебесных Умов даже до последних земли, что Оно есть первое начало и вина всякого существа, и все высочайшим образом объемлет Своею необъятною любовию.

Список используемых источников:

1. Арепагит Дионисий «О небесной иерархии» /http://vehi.net/areopagit/nebesnaja.html

2. Бхагавадгита. Перевод с санскрита А.Каменской, И.Манциарли. – К.:ЧП «Арктур-А», 2008.

3. Бхактиведанта Свами Прабхупада, А.Ч. Шримад Бхагаватам. Первая песнь «Творение» (гл.1-9). – М.: Бакиведанта Бук Траст, 2008.

4. Брахма-сутры Афоризмы о Брахмане (Боге) также известные как Веданта-сутры Афоризмы о Веданте (венец Вед) - Перевод Брахма-сутр с английского и санскрита: Ишвара (В.В.Вернигора), май 2005 г. /http://scriptures.ru/sutras/brahmasutras.htm

5. (7)Второе послание к коринфянам Святого Апостола Павла// Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. Канонические, с иллюстрациями Гюстава Дорэ: В 2 т. – М.: Изд-во Библейской комиссии Духовное просвещение, 1991. - Т.1.

6. Неополитанский С.М., Матвеев С.А. Энциклопедия Индуизма СПб.: Институт метафизики, 2010. – 792с., илл.

7. (12)Первое соборное послание Святого Апостола Иоанна Богослова// Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. Канонические, с иллюстрациями Гюстава Дорэ: В 2 т. – М.: Изд-во Библейской комиссии Духовное просвещение, 1991. - Т.1.

8. (14)Святое Благовестие от Иоанна//Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. Канонические, с иллюстрациями Гюстава Дорэ: В 2 т. – М.: Изд-во Библейской комиссии Духовное просвещение, 1991. - Т.2.

9. Упанишады. Перевод, предисловие и комментарии А.Я. Сыркина –М.: Наука. Главная редакция восточной литературы. Научно-издательский центр «Ладомир», 1992. Т.1.

10. Упанишады. Перевод, предисловие и комментарии А.Я. Сыркина –М.: Наука. Главная редакция восточной литературы. Научно-издательский центр «Ладомир», 1992. Т.2.